Бренды

Сколько стоит Строгановская премия

Текст: Светлана Федотова
С 2005 года она – важный барометр экономической, политической, культурной и спортивной жизни Пермского края. Важно отметить, что эта премия – не только для пермяков. Не каждому повезло родиться и жить в нашем городе, но вход для тех, кто готов прославлять Прикамье и работать на его благо, открыт для всех.

Кроме всего прочего, Строгановская премия стала еще и самым значимым мероприятием светской жизни города. Дресс-код в приглашениях не прописывается, но все понимают, что нужно соответствовать тому, что называется White Tie: тот редкий повод, когда женщины могут надеть длинные вечерние платья и фамильные бриллианты.

Неслучайно церемония награждения лауреатов, которая состоялась в 2023 году, прошла в день старта юбилейных мероприятий и была совмещена с концертом на эспланаде. Гости, выходящие с мероприятия, с высокого крыльца драматического театра видели огромную площадь, которая, сколько хватает глаз, была заполнена людьми.

Гораздо чаще, чем в Перми, Строгановская премия вручается в Москве, и были времена, когда и лауреатов, и гостей возили из Перми в Москву и обратно спецрейсом самолета. Церемонии проходили и в таких пафосных местах, как Московский международный дом музыки, Колонный зал Дома Союзов, Большой концертный зал Российской академии наук и других.

При этом за право быть организатором премии идет серьезная конкуренция: получить контракт – все равно что выиграть свою Строгановскую премию в номинации «Организация культурно-массовых мероприятий». Это очень престижно, но и в то же время безумно сложно: требования к церемонии всегда очень жесткие – абсолютно все должно быть сделано на высочайшем уровне. Как правило, председатель правления РОО «Пермское землячество» Андрей Кузяев лично курирует все, включая сценарий и приглашенных звезд, вникает во все нюансы. Возможно, именно поэтому церемонии всегда становятся настоящим праздником. Разумеется, каждый год все проходит по-другому, отличия значительны, но общее в них – попытка уловить нерв времени, удивить людей, которых изумить практически невозможно.

Мне повезло работать в двух командах, которые организовывали церемонии. Рекламная группа «Озон», которая получила контракт на проведение праздника, состоявшегося в 2014 году, поручила написать мне тексты о нескольких лауреатах. С одной стороны, это была для меня работа, а с другой – подарок, потому что одним из интервьюируемых оказался легендарный летчик-космонавт Алексей Леонов, получивший награду в номинации «За честь и достоинство». В то время он работал в Москве в «Альфа-Банке», там и состоялась встреча. У него кабинет был без окон!
– Как вы тут можете работать? – интересуюсь у знаменитого собеседника.

– Обычное дело. Могу.

Человек первым в мире вышел в открытый космос, выжил вместе с космонавтом Павлом Беляевым в пермской тайге, куда после нештатной ситуации приземлился их космический корабль в марте 1965 года, а тут какие-то окна! Конечно, мы поговорили и о том полете, который вошел в историю космонавтики. Его версия произошедшего очень сильно отличается от той, что когда-то рассказывал мне в интервью Борис Всеволодович Коноплёв, в середине 1960-х – председатель Пермского облисполкома, лично на вертолете осуществлявший поиски пропавшего космического корабля.

– Борис Всеволодович рассказывал по-другому, – пыталась я оппонировать Леонову.

– Было так, как я говорю, – отвечал он очень доброжелательно.

Если космонавта Алексея Леонова знает весь мир, то имя профессора кафедры микробиологии и иммунологии Пермского классического университета Ирины Ившиной, другой моей героини, которая стала лауреатом в номинации «За выдающиеся достижения в науке и технике», не было широко неизвестно. Я пришла к ней брать интервью в здание бывшего детского сада возле остановки «Улица Блюхера». Оказалось, здесь находится крупнейшая в мире коллекция бактерий, которые перерабатывают углеводороды.

Ирина Ившина стала собирать эту коллекцию в 1975 году. Тогда в Перми начались работы по исследованию дешевых методов поиска нефтяных месторождений, в частности – с помощью микроорганизмов.

На «уазике», напичканном лабораторным оборудованием, Ирина Ившина со своими коллегами проехала по всей стране: и в таймырской тундре была, и в сибирской тайге, и в Средней Азии – везде отбирали пробы грунта и воды, искали бактерии, которые могли бы быть биоиндикаторами. И нашли – родококки. Именно они оказались теми сигнальными флажками, которые свидетельствуют о том, что в этих местах есть нефть. Доля верных прогнозов 95–98%. Это фантастический результат, если учесть, сколько денег и сил требует бурение разведочной скважины!
Собственно, Строгановскую премию Ирина Ившина получила за развитие этой темы: она разработала эффективный способ утилизации разливов нефти с помощью своих «красавцев» – так она называет микроорганизмы.

Следующая церемония вручения Строгановской премии, на которой мне посчастливилось работать, проходила в Органном зале Перми в 2017 году. Я была ее сценаристом. В числе прочего мы делали короткие видеоролики-«визитки» о лауреатах, и было очень жаль, что жанр не позволял рассказать о героях подробно. Они столько рассказывали интересного, а мы были ограничены полутора минутами.

К примеру, летчик-космонавт Виктор Савиных, выпускник Пермского техникума железнодорожного транспорта, ставший лауреатом в номинации «За честь и достоинство», подтвердил, что случай, который многие считают байкой, произошел на самом деле.

Было так: в 1985 году космический корабль «Союз Т-13» перестал слушаться команд, и для того, чтобы попытаться его починить, в космос отправили двух космонавтов, одним из которых был Виктор Савиных. Станция оказалась мёртвой – ничего не работало, вокруг темно и очень холодно. Стали чинить, вынимая блок за блоком, действуя знакомым всем автомобилистам методом «прикуривания». Вдруг в звенящей тишине космического безмолвия за спиной космонавтов раздается голос: «Здорово, отцы!» Оказалось, часть системы электричества восстановилась и видеомагнитофон, в который была вставлена кассета с фильмом «Белое солнце пустыни», решил заработать именно в этот момент. Станцию они восстановили, и этот полет вошел в историю отечественной космонавтики как самый сложный с технической точки зрения.
Каждый год церемония вручения премии проходит иначе, но одно неизменно – попытка уловить нерв времени, удивить людей, которых изумить практически невозможно”.
Одной из самой впечатляющих получилась история с оперной дивой Надеждой Павловой. В 2016 году она стала мегазвездой после исполнения роли Виолетты в опере «Травиата» в постановке Роберта Уилсона и Теодора Курентзиса в Пермском театре оперы и балета. При этом продолжала жить в съемной квартире на улице Глеба Успенского и ездила на работу на троллейбусе. «Я так скучаю по своему сыну! – рассказала она нам. – Он живет с бабушкой и дедушкой в другом городе».

Тайно от певицы, сына вместе с бабушкой привезли в Пермь на церемонию, и он ей вручал награду. Боже, что творилось с женской половиной зала! Они плакали вместе с Надеждой Павловой!

– Спасибо, Светлана, за этот сценарный ход, – подошла ко мне потом, после мероприятия, Юлия Кузяева.

– Это режиссер Арсений Немченко придумал, – говорю.

– Все равно спасибо, очень душевно получилось!

И правда, та церемония отличалась какой-то щемящей атмосферой. Возможно, дело в том, что один из лауреатов, филолог Нина Васильева, в ответном слове прочитала свое стихотворение, посвященное Строгановской премии. Это были хорошие стихи, и – так всегда бывает, когда слова попадают в солнечное сплетение многих людей, – раздвинулся потолок и все увидели звездное небо. Так мне, по крайней мере, показалось.

По итогам 2021 года, внезапно для себя, лауреатом Строгановской премии стала я. И вот уже меня расспрашивают про жизнь, чтобы сделать ролик; уже я стою на сцене Международного дома музыки в Москве и волнуюсь, слушая Евгения Сауловича Сапиро, «крестного отца» не только Пермской биржи, но и архитектора той матрицы, в которой мы живем. Он столько хороших слов сказал! Я и не рассчитывала никогда на такое: это было из категории немечтаемого. Но невозможное возможно, как показала практика.