Культура

За кулисами ТЕАТРА-ТЕАТРА

Текст: Полина Слобцова
Фото: Константин Меркулов и Полина Слобцова
Вот уже несколько лет Пермский академический Театр-Театр дает пермякам и гостям города уникальную возможность заглянуть за кулисы и увидеть, как рождается спектакль. Экскурсия по театру, которую проводят сами артисты, открывает перед зрителями занавес и позволяет почувствовать себя частью этого удивительного мира искусства.
Актриса Вера Салеева с изяществом и грацией проводит группу по всем закоулкам театра – от оркестровой ямы до монтировочного цеха.Начинаем с оркестровой ямы. Она черная и глубокая. Зрители наверняка замечали, что яма не всегда открыта во время представления. Когда в спектакле много танцев, требующих большего пространства на сцене, ее закрывают с помощью специальных механизмов.

В глубине зала видим звукорежиссера за огромным микшерским пультом. Его задача – сделать звук таким, чтобы каждый зритель мог почувствовать всю его глубину. Иногда, чтобы придать голосу актера большей мощности, звукорежиссер добавляет к нему чуть-чуть магии.

Перемещаемся за кулисы, и перед нами открывается огромное пространство – карман для декораций. Обычно он плотно заставлен различными предметами, а если он пустой, то это значит, что всё уже на сцене – предстоит спектакль.

Реквизиторский цех – это место, где хранятся изготовленные в бутафорском цехе театра или приобретенные специально для спектаклей предметы. Например, красивые лимоны из спектакля «Дом Бернарде Альба» изготовлены из пенопласта, и каждый из них легок как перо, но они реально создают впечатление тяжелых и сочных.
В декорационном цехе по-настоящему ощущается масштаб действа на сцене – некоторые предметы достигают десяти метров в высоту. А для того, чтобы они приняли участие в спектакле, существует специальный грузовой лифт, на котором декорации с пятого этажа спускают на сцену.

В театре есть мужские и женские костюмерные цеха – помещения для хранения костюмов. Как бы много ни было актеров, у каждого из них свои сценические костюмы, сшитые по их индивидуальным меркам. Здесь есть всё – от старинных нарядов до современных образов. В этих комнатах хранятся не только одежда, го- ловные уборы, обувь, но и такие необычные части костюмов, как «толщинки» – накладные горбы и животики.
А сколько чудес для преображения видим в гримерной комнате: от духов и помад до накладных ресниц, усов и бо- род и даже новых лиц! Не всегда персонажи спектакля должны быть красавцами и красавицами, иной раз нужно играть оборванцев, карликов и других непривлекательных героев. Для этого мастера изготавливают маски из латекса, с помощью которых актер может легко перевоплотиться.

Уникальная вещь в гримерной комнате – аэрограф. В мастерских руках гри- мера он способен превратить актера в другого человека. Например, в спектаклях «Восемь женщин» и «Монте-Кристо» есть темнокожие персонажи, а темнокожих актеров в Театре-Театре нет...
В пошивочном цехе кипит творчество. Каждый костюм, каждая деталь разрабатывается и создается с особым вниманием. Художник воплощает свои идеи на бумаге, добавляя кусочки ткани для полного понимания образа. Мастера аккуратно их сшивают, примеряют и доводят до совершенства. В результате каждый наряд ста- новится уникальным, придавая актерам неповторимый облик на сцене.

Необходимо отметить, что в Театре-Театре уникальная механика сцены. Конструкция была создана специально для театра по заказу художественного руководителя Бориса Мильграма, который увидел подобную в Германии.

В 2019 году спектакль «Винил» стал первой постановкой с использованием новых возможностей сцены: на работе нижней машинерии построена практически вся сценография этого мюзикла. Зрители премьеры были настолько впечатлены эффектной динамикой сцены, тем, как 12 секторов планшета могут подниматься и опускаться вниз при одновременном вращении круга и кольца, что в финале «Винила» зал аплодировал стоя.

Экскурсия по закулисью Театра-Театра не оставит равнодушных и понравится и взрослым, и детям. А театр ждет новых гостей – всех, кому интересно, как рождается чудо.