Культура

Жил в Перми художник

Увидела свет книга о мастере, который подписывал свои картины «АЗ» – Алексей Зеленин


…Весна 1944-го вступала в полную силу, и на душе у старого мастера в те мартовские дни царило какое-то полузабытое, тревожно-радостное настроение. Незадолго до этого Алексей Несторович Зеленин получил от епархии неожиданный заказ: поновить, реставрировать росписи в Свято-Троицком (Слудском) храме.

«Вспомнили старого иконописца!» – вздрогнуло сердце художника. О его профессиональном дореволюционном занятии в городе уже мало кто помнил, разве что некоторые из соседей-старожилов называли его иногда «богомазом». Из ровесников, товарищей по гильдии живописцев, почти никого и не осталось, кроме Ивана Туранского, хотя и тот помладше его будет. Вот его, Иван Иваныча, Зеленин и решил взять в напарники.

Над речкой Масляной. Художник здесь с двумя своими женами, нынешней - и будущей, с Анной и Ольгой. Фото 1910-х гг.

«И найдем поруганный наш храм», – вспомнились вдруг Зеленину строки его знакомого поэта Волошина. Несколько лет в Слудской церкви, опоясанной колючей проволокой, «перевоспитывали» беспризорников, или, как тогда писали, «дефективных»; позже отдали помещение под военный склад.

В первый раз, когда два художника вышли «на объект», то есть в церковь, и оценили масштабы, объем предстоящей работы, то просто ахнули: «Когда мы это сможем все сделать, два старика?!» Но глаза боятся – руки делают. Смогли, совершили свой духовный подвиг художники. 24 марта Алексей Несторович вернулся домой уставший, но в приподнятом настроении, чем-то ужасно довольный. Жена Ольга Михайловна да племянница Лида, жившая у них, сразу это почувствовали. За ужином Зеленин сказал: «Ну, бабоньки мои, я сегодня закончил роспись под куполом». И добавил: «Н-да… я не работал, я – горел!»

Он еще походил, напевая, по мастерской. Взяв лупу, оценивающе всмотрелся в очередной макет града, который готовил к сдаче заказчику. И пожелав всем спокойной ночи, ушел почивать. К утру он не вышел, сердце 73-летнего мастера перестало биться.

Значение для Перми творческого наследия художника и педагога Алексея Зеленина (1870–1944) еще до конца не оценено по достоинству. Он активно работал на сломе, на рубеже эпох. Творчество Зеленина распадается на две половины: до и после Великой русской революции, как рекомендуют ныне называть события 1917 года (Октябрьского переворота включительно). Добился он в своем творчестве многого, особо преуспев в церковной живописи и в портретном искусстве. Его образы украшали многие храмы Прикамья. Алексей Несторович служил преподавателем ведущих пермских учебных заведений; статский советник Зеленин награжден за свои труды орденами Св. Станислава (1902), Св. Анны III степени (1907), бронзовой медалью в память 300-летия Дома Романовых и др.

При советской власти Зеленин также сумел оставаться уважаемым человеком в обществе, но в основном уже благодаря своему таланту педагога. Он сыграл заметную, не побоюсь сказать, выдающуюся роль в художественном образовании Перми.

Река Масляна у д. Масляны. Худ. А. Зеленин. 1917г.

Фигура Зеленина – символ преемственности для Перми художественной. Именно он, Алексей Несторович – один из главных «виновников» того, что Пермь со временем превратилась в город художников. Такая мечта была у него и у его учеников. Людей, подобных ему, были единицы. И никто не работал так системно, самозабвенно, как он, так преданно и верно и – молитвенно, ведь Алексей Несторович был еще и лучшим иконописцем своего времени. Он был одним из организаторов первого профессионального объединения пермских художников, Общества любителей живописи, ваяния и зодчества (1909); он – один из преподавателей Союза свободных художников (1918); он – соавтор программ художественных курсов (1919). И уже на излете трудового пути (так мэтр назвал свою профессиональную жизнь) он стал членом Пермского отделения Союза художников СССР (1942).

Художник-педагог А.Н. Зеленин. Фотография А.Андрузского, Кунгур. 1899 г.

Удивительный факт (раздолье для версий нумерологов): дни рождения города Перми и художника Зеленина отмечаются с недавних пор одновременно. Будущий художник появился на свет 31 мая (по старому стилю) 1870 года. Значит, по новому стилю день рождения художника приходится на… День города Перми! И это совпадение символично, потому как Перми мастер посвятил свой многообразный талант, всю творческую сознательную жизнь. В год юбилея художника было решено открыть на Аллее славы Перми звезду Алексея Зеленина.


Книга вышла в издательстве «Титул», при поддержке Министерства культуры Пермского края, в рамках проекта «Пермская библиотека».