История

Режиссер Пермского стиля

Текст: Варвара Кальпиди

С именем Александра Бонавентуровича Турчевича (1855–1909) связаны самые яркие и запоминающиеся пермские здания. Дом Мешкова (краеведческий музей), особняк Грибушина, дом Любимовой (ТЮЗ), дом Тупицыных (здание ФСБ). Присущий Турчевичу артистизм, легкость, тонкое чувство стиля и гармонии воплотились в этих и других строениях, которые до сих пор создают запоминающийся облик Перми. По словам одного исследователя, в вольной форме описывающего архитектуру Перми, стиль, который изобрел Турчевич, можно назвать «пермским барокко». Егор Холмогоров пишет: «Оно родилось… из экспериментов архитекторов модерна и прихотей пермских купцов, промышленников и чиновников. И рассыпались по всему торговому и чиновному прикамскому городу особняки и усадьбы с богатым, причудливым декором, с удивительной игрой архитектурными формами. И в самом деле, показавшаяся бы аляповатой в любом другом месте, здесь это архитектурное буйство оказывается в самый раз, оно – вызов суровой северной природе, короткому лету, постоянному дождю. Оно – свидетельство о человеке с его творчеством и страстью, способном построить для себя маленький рай среди этой нерайской природы».

ИЗ АРТИСТИЧЕСКОГО МИРА В АРХИТЕКТУРНЫЙ

Потомственный польский дворянин А. Б. Турчевич родился 26 февраля 1855 года в Малороссии. Окончив Киевскую гимназию, он поступил в Московское Строгановское училище живописи, ваяния и зодчества, но не окончил его. Увлекся театром, женился на актрисе, играл в самодеятельных спектаклях под псевдонимом Глумов, создал театральную труппу. И… уехал в Пермь: город имел славу театрального, Глумова пригласили поставить комедию «Горе от ума». Ему были рады, как и его жене, Ольге Смердовой-Глумовой. В 1883 году они уже принимали участие в спектаклях. «30 августа 1884 года открылся осенний театральный сезон комедией Грибоедова «Горе от ума». Труппа во главе с Глумовым-Турчевичем и Бельским много улучшилась сравнительно с плохой прошлогодней», – писали газеты. Известно, что Турчевич «держал антрепризу», то есть был организатором театральных постановок в Перми и Екатеринбурге и выступал как актёр и сценограф, какое-то время возглавлял Пермскую театральную дирекцию. Собственно, до конца жизни Турчевич не изменял своей любви к театру, оставаясь актером-любителем, а возможно, и дома строил – как декорации к спектаклям.

Рождение сына Бориса подстегнуло его к дополнительному заработку, и Турчевич вернулся в первую профессию, сдал экстерном экзамен на право производства строительных работ, и вскоре основал «Строительно-техническое бюро А. Б. Турчевича». Тут подоспело наследство, и архитектор построил дом по собственному проекту на углу улицы Екатерининской и Верхотурского переулка (сейчас ул. Островского). Здесь и располагалось его бюро. Двухэтажное здание с башенками по углам сохранилось до наших дней.

Из рекламы фирмы Турчевича:

«Строительно-техническое бюро А. Б. Турчевича (в Перми существует с 1888 года). Составление всевозможных проектов, смет. Производство строительных работ. Специальность: железобетонные конструкции, водяное и паровое отопление низких давлений, вентиляция, канализация. Бюро помещается в Перми, Екатерининская улица, угол Верхотурского переулка, собственный дом. Телефон №77. Адрес для писем и телеграмм: Пермь, Турчевич».


Деятельность бюро продолжалась 26 лет. В нем, кроме А. Б. Турчевича, работали еще трое, автором основных проектов был он сам. Турчевич проштамповывал свои эскизы особым знаком, который вскоре становится, как бы мы сказали сейчас, брендом, символизирующим высокое качество работ.

Первым шагом на новом поприще для Александра Турчевича стал заказ купца Мешкова, который приобрел дом недалеко от берега Камы, сильно пострадавший от знаменитого пожара 1842 года. Сняв с него сорокалетнюю паутину, бюро вдохнуло в здание новую жизнь, обновив его не только внешне, но и внутренне: там был оборудован лифт и очистные сооружения. Дом соответствовал стилистике классицизма: массивные наличники на окнах, колоннада центрального фасада, балкон, роскошный фронтон. Здание было дополнено ротондой (она не сохранилась) и стало украшением пейзажного вида Перми, особенно эффектно особняк смотрелся с реки. Уж не думал ли режиссер-архитектор о том, кто мог бы жить в таком особняке – наверное, дворянин Фамусов с семейством?

Дом Н. В. Мешкова на улице Монастырской, 11, и набережная Камы. Начало XX века. Фото: Wikimedia

МАЛЕНЬКАЯ БЕЛЬГИЯ В УРАЛЬСКОЙ ГЛУБИНКЕ

«Маленькая Бельгия» – именно так в одном из писем назвал Борис Пастернак комплекс жилых и общественных зданий Березниковского содового завода, где побывал в 1916 году. Завод был основан в 1883 году пермским купцом Иваном Любимовым совместно с бельгийским предпринимателем Эрнестом Сольве, изобретателем аммиачного способа изготовления соды. Производство, между прочим, положило начало отечественной химической промышленности.

Поселок маленькая Бельгия

Уникальный для Урала жилой комплекс строился в 1909–1914 годах по проектам архитектурного бюро А. Б. Турчевича и состоял из дома управляющего заводом, госпиталя, двухклассного училища и жилых домов. Спроектирован был не только сам поселок, но и каждый дом, причем по индивидуальному проекту. Результат поражал чистотой и аккуратностью улиц, налаженной инфраструктурой. В квартирах рабочих были неслыханные для уральской глубинки блага цивилизации, в том числе водопровод с горячей водой, душ и ванная. В поселке было построено даже здание театра – Турчевич считал театр одним из важнейших учебников жизни. Уникальный для своего времени рабочий квартал «Маленькая Бельгия» частично сохранился и является ныне одной из достопримечательностей Березников.

Одно из зданий Турчевича, Березники

РУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО

В Перми немало зданий, спроектированных бюро Турчевича в традиционном для русского зодчества красном кирпиче. Такие постройки были относительно недороги и неприхотливы к климату, поэтому быстро приобрели популярность в уральской провинции. Каменные дома, построенные из кирпича, создают впечатление деревянной резьбы, что делает их похожими на терема. Епархиальное училище (долгое время – госпиталь ветеранов войн), невероятная Троицкая церковь в Осе, казенные склады на ул. Окулова (ныне предприятие «Пермалко»), а также особняк купца Железнова в Екатеринбурге Пермской губернии. Этот особняк в неорусском стиле руки Турчевича – настоящий символ города. Зданий из красного кирпича Турчевич построил немало, не все их них сохранились, особенно это касается церквей. Скажем, Никольский храм в Мотовилихе, напоминающий причудливый терем, взорвали в 1931 году, зато сохранились почти идентичная Никольскому храму церковь в Ординском районе, в селе Шляпники. Не сохранился и деревянный резной теремок на углу улиц Покровской и Горького, который Турчевич построил для примы пермского театра Кашперовой.

ВО ИМЯ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ

Александр Бонавентурович Турчевич по происхождению и религиозным убеждениям был католиком, посещал в Перми костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, построенный городским архитектором Карвовским. Кстати, в том же краснокирпичном стиле с элементами готики. К началу ХХ века приход насчитывал до полутора тысяч прихожан. Но польскому католику выпала честь стать строителем пятидесяти православных храмов. Это треть всех спроектированных и построенных им зданий!
Одно из самых примечательных – храм Святой Марии Магдалины (ныне ул. Ленина, 11). Храм просуществовал всего 26 лет, после революции был обезглавлен и отдан в городскую собственность. Но во всей красе его великолепный образ сохранен на фотографии С. М. Прокудина-Горского от 1909 года. В фундамент церкви, кстати, было заложено несколько памятных досок о том, во имя чего заложена церковь, кто совершил закладку, имена благотворителей.

С. М. Прокудин-Горский. Пермь. Церковь Марии Магдалины

Вершиной творчества Турчевича и самой последней его работой стал Крестовоздвиженский собор в Верхотурье (тогда уезд Пермской губернии). Храм возведен в русско-византийском стиле, популярном на рубеже XIX–XX веков. Собор освятили в 1913 году к 300-летию Дома Романовых. Царской семьей были преподнесены многочисленные дары, переданы мощи Симеона Верхотурского. Особая красота и легкость огромного здания – заслуга Александра Турчевича: в нем обилие света, свободного пространства. Для построения собора использовались самые лучшие материалы того времени: полы покрыты метлахской плиткой, фаянсовые иконостасы были изготовлены «Товариществом М. С. Кузнецова». Иконы на цинковых досках исполнены в «Мастерской художественно-живописной и иконописной работы С. К. Шварова с сыном», сам художник Шваров расписывал интерьеры. Чугунная винтовая лестница была отлита на Каслинском заводе.

Крестовоздвиженский собор в Верхотурье – последняя работа Александра Турчевича.

Неожиданная смерть архитектора прервала его творчество. Главное, что можно отметить, в своих проектах он никогда не повторялся, используя все возможные стили, именно в этом и состояла его собственная манера.

Культуролог, искусствовед Анна Суворова:

«Турчевичу виртуозно удается «встроить» визуальные коды разных архитектурных эпох в композицию городского особняка. При этом в пермских постройках архитектора мы никогда не видим стилевых повторов. При перестройке дома Мешкова Турчевич использует архитектурные детали пышного барокко, мотивов, напоминающих об архитектуре Растрелли. В фасаде особняка Е. И. Любимовой прочитываются образы петровского барокко. Собственный дом на углу улицы Екатерининской и Верхотурского переулка (сейчас – улицы Екатерининская и Островского), двухэтажный с башенками по углам, Турчевич строит и вовсе невиданным – с «вольными цитатами» архитектуры Ренессанса».

ПЕРМСКИЙ СТИЛЬ

Так сформировался уникальный пермский стиль архитектора Турчевича, вершиной которого можно считать особняк Грибушина – образец провинциального, или, как еще его называют, живописного модерна. 22 маскарона, лепные гирлянды, вазоны и многократно повторяющаяся линия, похожая на росчерк пера, – приметы авторского стиля. По богатству декоративных средств и изяществу всех деталей, будь то рисунок кованых кронштейнов или формы столбов ограды, особняк Грибушина не имеет себе равных среди домов городской знати Урала. Стиль модерн подчеркнут здесь не только изысканным лепным декором фасада, но и продолжается в богатой и разнообразной по элементам лепнине потолков и плафонов парадных залов. Мастер-самоучка Петр Агафьин наделил лепной растительный орнамент непостижимой жизненной силой. У каждого лепного элемента было своё, сокрытое сейчас от нас значение. По авторскому замыслу создаются все детали интерьера и экстерьера дома Грибушиных: от рисунка обоев до оконных переплетов, от витражей до кованых ворот. Так особняк стал памятником зодческого искусства, и это позволило занести здание по ул. Ленина, 13а, в шеститомную Всемирную историю архитектуры. Снимок особняка хранится также в библиотеке Конгресса США.


С некоторой натяжкой можно прислушаться и к такому мнению о знаменитом пермском архитекторе: «Казалось, еще чуть-чуть, и здесь, среди пермского модернистского барокко, родится свой Гауди – полубезумец и полностью гений, у которого декоративное цветение живых одушевленных линий полностью подчинит себе строгость классических архитектурных форм. Собственно, совершенно гениальный Турчевич– это уже один шаг до такого Гауди» (Егор Холмогоров).

С великим испанцем Александра Турчевича, безусловно, роднит полет фантазии и природный артистизм.

Лепнина на доме Грибушина