Мнения

Пермская опера — это завод по производству искусства

Почти год прошел с тех пор, как Пермский театр оперы и балета возглавил Довлет Анзароков. Об обновлениях, успехах и ближайших планах театра генеральный директор рассказал журналу «ПЕРМЬ».


О «Золотой маске»
В прошлом сезоне театр выпустил шесть премьер. Четыре их них – «Кармен», «Озорные песни», «Любовь к трем апельсинам» и «Дон Жуан» – стали номинантами на «Золотую маску». Они претендуют на победу в 23 номинациях – и это знак возвращения Пермской оперы на большую федеральную сцену: больше номинаций на «Золотую маску» в этом году получил только Большой театр.

О главном дирижере
В последние два года Пермская опера фактически стала театром одного дирижера, под управлением которого выпускались едва ли не все премьерные спектакли. Но оркестр должен уметь играть «под разные руки», а публика должна иметь возможность слышать в Перми лучших музыкантов наших дней – и российских, и зарубежных. Поэтому начиная с этого года главный дирижер будет ставить только одну-две премьеры, а на остальные мы будем приглашать как уже зарекомендовавших себя дирижеров с именем, так и подающих надежды молодых.

В апреле музыкальным руководителем премьеры «Евгения Онегина» Чайковского станет петербуржец Михаил Татарников – он признан одним из лучших специалистов по российской опере и в России, и в Европе. Спектакль ставит Владиславс Наставшевс – известный драматический режиссер, в прошлом сезоне он дебютировал в опере с «Искателями жемчуга» в Большом театре. Мы решили пригласить его на постановку сразу же после того, как этот спектакль произвел фурор в Москве.

О новых постановках
Мы стараемся показывать в Перми всё самое интересное, что есть сегодня на российской сцене. Еще когда в начале января театр открывал в Москве конкурсную программу «Золотой маски», столичные зрители спрашивали нас о том, когда театр откроет продажи на апрельскую премьеру «Евгения Онегина». В феврале мы вернули на свою сцену «Свадебку» Иржи Килиана и The Second Detail Уильяма Форсайта – это абсолютный репертуарный эксклюзив: в России эти шедевры современного балета сегодня можно увидеть только в Перми.

БАЛЕТ «ОЗОРНЫЕ ПЕСНИ». ФОТО: НИКИТА ЧУНТОМОВ

В июне мы выпустим «Норму» Винченцо Беллини под управлением Миграна Агаджаняна, которого я считаю едва ли не самым талантливым дирижером страны. Вместе с ним над спектаклем работают лучший молодой хореограф России Максим Петров и куратор Аркадий Ипполитов из Государственного Эрмитажа, один из ведущих мировых специалистов в области итальянского искусства.

Об оркестре и хоре
В Перми нет собственного филармонического оркестра – а значит, концертная афиша Пермской оперы должна быть максимально разнообразной. В мае к 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне мы исполним легендарную Седьмую «Ленинградскую» симфонию Дмитрия Шостаковича – этот концерт станет для нас одним из самых важных в нынешнем сезоне.

Евгений Воробьев, главный хормейстер театра, за два года проделал колоссальную работу — Пермь может по праву гордиться созданным им хором Parma Voices. В марте были гастроли в Москве и в Петербурге, где публика тепло принимала исполнителей. 

О балете
За те полтора года, что Антон Пимонов возглавляет Пермский балет, он выпустил три новых спектакля: один из них попал в конкурс «Золотой маски», еще один был отмечен в лонг-листе главных премьер прошлого сезона. В августе Пермский балет открывает резиденцию в петербургском Александринском театре — на протяжении нескольких недель мы покажем свои лучшие спектакли на сцене старейшего театра России.

О пермских солистах
Молодые артисты с потенциалом суперзвезд – это то золото, которое есть сегодня в Пермской опере. В марте мы покажем в Москве «Кармен» – и я страшно благодарен дирижеру Филиппу Чижевскому и режиссеру Константину Богомолову за то, что в своем спектакле они открыли Наталию Ляскову как выдающуюся оперную актрису. В апреле в «Евгении Онегине» мы ждем похожего эффекта от работы режиссера Владиславса Наставшевса с баритоном Энхбатом Тувшинжаргалом – еще на кастинге стало понятно, что нас ждет очень непривычная трактовка этой хрестоматийной роли.

О Теодоре Курентзисе
В 2010-е под управлением Теодора Курентзиса Дягилевский фестиваль становился ежегодной кульминацией сезона Пермской оперы. Теперь, с созданием Дягилевского фонда поддержки культурных инициатив, Дягилевский фестиваль превращается в самостоятельную институцию. Публика, на мой взгляд, от этого только выигрывает – развиваясь автономно и в совершенно разных направлениях, театр и фестиваль делают пермскую культурную сцену еще более разнообразной и привлекательной для зрителя.
Дягилевский фестиваль – это блестящий авторский кураторский проект маэстро Курентзиса, фейерверк, от которого раз в год захватывает дух. Пермская опера – завод по производству искусства, который работает для своего зрителя нон-стоп на протяжении всего сезона.