Культура

Ловец библейской тишины

– Знала бы, что это для вечности, по-другому бы оделась! Не в халате бы была и не вязала бы, – вдова художника Анатолия Филимонова смотрит на свой портрет и сокрушается. Почти двадцать лет прошло с его смерти, а ничего не зажило. Как болело, так и болит. – Он мне, правда, бусы нарисовал. Сроду я их дома не носила.

Художник умер внезапно, от разрыва аорты. Истёк кровью, всё вокруг было в крови. Отец его, Георгий Савельевич, тоже в 52 года умер, и старший брат тоже.

Это – двойной портрет: Надежда Алексеевна Филимонова сидит за вязанием, а за ней стоит сын Егор и держит макет дома. Всё дышит спокойствием, уютом, тихим счастьем и тёплым светом. Такой была атмосфера у них дома.

О том, что Анатолий Филимонов – большой художник, семья только после его смерти и стала осознавать: пошли выставки, публикации, посмертно дали губернаторскую премию за цикл работ «Пермь. Сто лет».

Анатолий Филимонов с сыном [1970-е]

Родился Анатолий в Зюкайке, в местности, которая называется Чурбышево.
Он был четвертым ребенком в семье. А всего детей было шестеро: у Анатолия – четыре брата и сестра. Отец, участник Великой Отечественной войны, портняжил, а позже работал на Зюкайском маслобойном заводе. Мать, Прасковья Никифоровна, вела хозяйство. Они жили в своем доме с огородом, держали корову.

Надежда Алексеевна Филимонова: «Он с детства хотел быть художником. Идем с ним в Зюкайке, и он мне закат показывает, говорит: “Школьником увидел этот закат и воздух вечерний, и решил, что если смогу передать это так же, как Шишкин, то это и есть счастье”».

Мечтать стать художником в Зюкайке? Ну а почему бы и нет? К слову, братья Анатолия пошли другим путем: один стал кузнецом, другой водителем, третий моряком, четвертый электриком, а сестра – товароведом.

Надежда Алексеевна тоже по образованию товаровед, родом из Верещагино. Это недалеко от Зюкайки, километров двадцать. В Верещагино Анатолий, когда был школьником, носил на продажу землянику. Наберет бидон, и идет пешком до райцентра. А на вырученные деньги краски покупал и кисти. Нравилось ему рисовать! В 14 лет он отправился в Кунгур, в знаменитое камнерезное училище. И поступил!
Пришлось ему там сложно, судя по рассказам, которые и сейчас помнятся. Например, он научился прятать деньги во рту, когда другие студенты его за ноги поднимали, чтобы их вытрясти, «поэтому не голодал». В Кунгуре он твердо решил учиться дальше, и, поболтавшись в Перми при каком-то заводе, с первого раза поступил в Московский технологический институт, на факультет декоративно-прикладного искусства.
Там было очень интересно! Еще бы – столица, этим всё сказано. Анатолий устроился работать дворником, и тем самым обеспечил себе более-менее сносную жизнь. Однажды мама решила ему помочь и прислала большую посылку. Сходил на почту, открыл, а там картошка, которая в соседнем магазине 7 копеек килограмм стоила. Но поддержка так и выглядит – что могли, то и послали!

Анатолий Филимонов с сотрудниками Пермской художественной галереи Ольгой Власовой (в центре, сидит) и Татьяной Сысоевой (стоит) и др. [1980-е]

Поддерживали его и высшие силы. Однажды сказали ему, дворнику, почистить чердак. В числе прочего, среди хлама, он икону нашел, поставил у себя. В один из дней дверь хлопнула из-за порыва ветра, икона упала, оклад рассыпался и оттуда выпали царские золотые монеты. «Он очень удивился и обрадовался. Две монеты до сих пор в семье, каждому из сыновей в наследство оставлены», – рассказывает Надежда Алексеевна.
По легенде, которая очень распространена в Перми, это был чердак Союза писателей, а кроме монет там были и американские доллары. И якобы бедные студенты жили на эти деньги чуть ли не полгода.
Еще интересный случай. Приехал однажды Анатолий в свое Чурбышево в джинсовом костюме. Достать такой в то время было сложно, и денег стоил много. Мама посмотрела на него, достала 100 рублей и дает ему: «Сходи, нормальный костюм себе купи».
После института была армия, служить пришлось на Дальнем Востоке.

В Пермь Анатолий вернулся с огромным желанием творить. Он был мастер на все руки. Всё умел делать, всеми технологиями владел: и батик, и эмаль по металлу, не говоря про живопись и графику.

Первую ночь провел на вокзале, а потом ему быстро дали жилье в Рабочем поселке, на улице Веры Фигнер, 5. Дом этот вошел в историю андеграунда Перми.
В книге Анны Сидякиной «Маргиналы» (Челябинск, 2004) знаменитый режиссер, основатель международного фестиваля «Флаэртиана» Павел Печёнкин рассказывает о 1970-х годах: «В то время моим близким, самым близким другом был Анатолий Филимонов, очень талантливый художник и большой философ. Он был тогда еще не женат, у него была однокомнатная квартира, он был самый молодой из членов Союза художников – 28 лет. Он был одним из тех, кто первым стал работать в технике батика в Перми, зарабатывал очень хорошо – расписывал шторы для ресторанов. Я был студент. У него была куча денег, у меня денег не было – всегда пиво пили за его счет. Ну, в общем, жизнь была интересная».

Художники Виктор Хан (Мацумаро), Леонид Лемехов, Ирина Лаврова и Анатолий Филимонов. [1980-е]

Тогда же произошло два знаменательных события: в 1977 году Анатолия Филимонова приняли в Союз художников, что в то время гарантировало относительную стабильность, и он женился. Последнее ничего не гарантировало: есть много негативных примеров того, как жена художника вредила работе, но Анатолию повезло. Или ей с ним: «Я ему верила, он без подвоха», – так она говорит. И еще: «Он был добрейший человек. Иногда его доброта трогала до слез».

Оба они были из семей со староверскими корнями, а это многое значит.
Познакомились нетривиально: одна из сестер Надежды была замужем за братом Анатолия, поэтому и общались время от времени. «Он всё в гости звал, но я не ехала». Ну и однажды Надежда в Кукуштане, где работала товароведом, смотрит в окно, а там Анатолий идет, ее целенаправленно ищет. Были ноябрьские праздники. «Ну и всё, – говорит Надежда. – А уже летом приехал на такси и с вещами меня в Пермь забрал». Любовь в словах не нуждается.

Беседа в беседке. Дом Мешкова. [2001] (Из собрания Пермской художественной галереи)

Слово «муза» – какое-то претенциозное. Надежда, скорее, была его верным помощником. Ее мнение про свои работы он всегда спрашивал. Ему было важно, чтобы жене нравились картины. «А я всегда правду говорила».

«Я старалась ему не мешать», – сказала Надежда на открытии одной из посмертных выставок. – «А это самое главное», – успокоил ее друг Анатолия, художник Леонид Лемехов.

А. Филимонов Пермь. Начало лета. 1993, х. м. 80х100

На самом деле она очень ему помогала, была его тылом. Заработок художника от заказов зависит – то они есть, то их нет. Да и ездить часто приходилось на пленэры, выставки и творческие дачи. «Мне надо было самой обходиться», – говорит Надежда. Дом и дети были на ней. Кроме того, она и за финансовую стабильность отвечала, работала всю жизнь по специальности. Тем более что Анатолий говорил: буду сухари есть, но то, что не хочется, делать не буду.

«Он всегда был увлечен своей работой. Придешь домой: ванна голубая, стиральная машина голубая, гладильная доска голубая – зато Анатолий счастливый. А мне надо всё это прибрать. Или однажды варил резерв для батика на кухне, и всё взорвалось. Потолок был в красивых бежевых пятнах».

Эксперименты Анатолия Филимонова батиком не ограничивались. К примеру, он с большим успехом делал работы на посуде Лысьвенского эмальзавода, которая продавалась с большими скидками как некондиционная. Мог совместить эмаль и батик; холст, дерево и фактически финифть – сочетание несочетаемых фактур, технологии и изобразительной техники давало сногсшибательный результат.

Если говорить о темах, то сквозной мелодией его жизни и творчества была библейская. В советское время за большие деньги – 500 рублей – он купил огромную трехтомную Библию с пояснениями и тщательно изучил. «Ловец библейской тишины» – так даже назвал его краевед Владимир Гладышев.

Филимонов А.Г. Картина. Кто не без греха... Из библейского цикла. 1998. Из собрания Пермской художественной галереи

Его библейский цикл огромен. Причем он обращался к нему всё время. Например, в технике горячей эмали в 1977 году были сделаны такие работы, как «Сотворение», «Голгофа», «Рождество Иисуса Христа» и «Иисус Христос и Понтий Пилат». Это тем более интересно, что в то время большинство художников СССР были поглощены работой к 100-летию В. И. Ленина, а при обкомах работали специальные уполномоченные по церковным делам. Рейды ДНД ходили к церквям, чтобы не допустить туда комсомольцев на Пасху.

Так же тщательно он изучил Пушкина. Филимоновская пушкиниана – это абсолютно отдельная тема, полная неожиданных находок.

Филимонов А.Г. Вид Перми с высоты Воскресенской церкви. 1998. из собрания Пермской художественной галереи

Еще одна сквозная тема – родина. В 1984 году он посвятит своему родному Чурбышеву тетраптих, четыре огромные работы. Так он вписал Зюкайку в историю живописи.
Он очень любил Пермский театр оперы и балета. Вадим Зубков, директор галереи «Проверено временем», говорит, что только из одних театров Филимонова можно сделать отдельную выставку, и это будет очень интересно. У него есть картины, на которых театр изображен во все времена года и при разном освещении. Искусствовед Ольга Власова рассказывает, что часто видела художника в театральном сквере за работой. Погода его совсем не волновала: дождь, снег – неважно. «Однажды, – рассказывает, – иду, смотрю: кто-то чуть ли не по пояс в снегу стоит с мольбертом. Оказалось, Анатолий Филимонов. С тропинки не тот ракурс!».

Но самой звездной его работой, разошедшейся на открытках и в репродукциях, стал цикл «Пермь. Сто лет назад». Здесь все его любови собрались воедино: к Перми, старине, наиву, миниатюре, светло-серо-голубой цветовой гамме.

Берег Камы - 1990-е, 50х50, х.,м.

Юлия Баталина в газете «Новый компаньон» в 2006 году об этом цикле писала так: «Трогательное изображение пермского прошлого на полотнах Филимонова принципиально отличается от всего, что было создано и создается пермскими художниками. Как бы ни живописали нынешние авторы пермские красоты, филимоновская серия остается уникальной. При всей авторской теплоте, при очевидном личностном начале, в этих полотнах нет сиропного умиления, нет нарочитой «красивизации» реальности. В них удивительно всё: узнаваемый колорит, когда цвета своей размытостью напоминают пастель или акварель; игра света и тени; причудливое сочетание конкретики и обобщения, исторического факта и фантазии, поэзии и философии, лирики и юмора».
Работы Анатолия всегда хорошо продавались. К примеру, он сотрудничал с аукционным домом Drouot (Париж), который наряду с Christie’s и Sotheby’s входит в большую тройку торгующих произведениями искусства.


Через эту авторитетную структуру были проданы четыре его работы, которые он относил к списку основных, что воодушевило художника. Это «Возвращение» (1975), «Семейный портрет» (1978), «Старая Ладога» (1977–1978) и «За кружкой пива» (1977).

Когда художник умер, Надежда хотела, чтобы старообрядческий священник его отпел, но тот не согласился – Анатолий же не причастился. Очень ее это расстроило, как и то, что не дали последнюю ночь дома провести, как это по обычаю положено. Тело уже утром выдали. К дому подвезли, тут много людей пришло попрощаться, потом Центральный выставочный зал, где проходило общее прощание. Тоже много людей было, а потом в Зюкайку поехали, там, на сельском кладбище, где могилы брата и отца, и похоронили. «Я всё боялась, что не успеем до темноты, – говорит Надежда, – в феврале дни короткие. Но вышли с кладбища – еще светло было, сели в автобус, нужно было минут десять-пятнадцать до столовой ехать, вышли – и темнота уже». Она и здесь его не подвела, сделала всё, что смогла.