История

Пермский край в произведениях искусства и коллекциях Пермской художественной галереи

Изучение, собирание и показ искусства Прикамья на фоне лучших достижений искусства страны и мирового искусства– одна из задач художественной галереи, поставленная в начале ее работы.За сто лет свой деятельности хранительница национального достояния привлекла в свои коллекции более 55 тысяч предметов искусства. При этом большая часть собрания относится к историко-культурным событиям Пермского края.

В этом году Пермский край отмечает знаменательную дату – столетие Пермской художественной галереи,хранительницы национального историко-культурного достояния.
Прошедший век был богат эпохальными событиями: революция, гражданская война, образование нового государства и его распад, две мировые войны, достижения в науке и технике, космосе… Все невозможно перечислить. Исторические события края созвучны «большой» истории страны. В то же время региональная культура и искусство имеют своих героев, свои события, своих известных авторов произведений искусства, которые хранятся в Пермской художественной галерее.

С. Юшков. Портрет Таисии Серебренниковой, 1850-е годы

Сегодня галерея насчитывает значительное количество произведений – от древности до наших дней, которые дают представление о многих событиях прошедших времен. Каждое произведение создано в определенном месте, в определенных условиях и содержит в себене только отзвуки событий и чувства создателей, но и звуки и ритмы времени, особенности ландшафта и его цветовые качества. Особенность пермского собрания – его безусловная историческая и художественная ценность. Это своего рода бесконечный космос информации и тонкая, эфемерная ткань духовной культуры. Сегодня художественная галерея – вместилище многовековой памяти, фактов культуры, жизненного уклада многих поколений, запечатленных в художественных образах. В них заключена особая информация – эмоциональная, которая всегда действовала и действует на чувства современников.

За прошедшие сто лет с 1922 года, года основания галереи, сменилось несколько поколений музейщиков, бесконечно преданных своему делу.Именно они смогли соединить в одном собрании более 55 тысяч предметов искусства. И если общемировые памятники – Древнего Египта, Греции, европейских стран разных эпох, отечественного искусства в основном передавались в музей через центральные учреждения, то из всего количества хранящихся предметов истории, культуры, искусства более половины созданы мастерами Пермского края разных эпох и имеют прямое отношение к историческим и культурным событиям края. Они привнесены в собрание сотрудниками галереи или жителями края и имеют, таким образом, самое непосредственное отношение к Прикамью.
Естественно, эти памятники, как никакие другие историко-культурные объекты, раскрывают историю и культуру края, кем бы они ни были созданы – иконописцами, ваятелями, живописцами. Это предметы народного искусства, костюмы народов края, местное ткачество, камнерезное искусство, фаянс и керамика местных мастерских, иконы, деревянная скульптура, лицевое золотое шитье, предметы храмового культа, самовары, изделия чугунолитейных заводов Урала, медная посуда, произведения пермского звериного стиля, портреты зажиточных крепостных прикамских крестьян, виды заводов, произведения отечественных художников XX–XXI веков.

И. Савин. «Богоматерь Владимирская с лицевым Сказанием»

Самые древние памятники искусства созданы в конце XVI– начале XVII века. Религиозность художественного сознания выразилась в этих произведениях, и не только. Обратим внимание на два интереснейших памятника иконописания, созданных по частным или церковным заказам. Один из них – икона 1580-х годов, написанная государевым иконописцем Истомой Савиным по заказу Никиты Строганова,– «Богоматерь Владимирская с лицевым Сказанием о чудесах иконы в 18 клеймах».Она иллюстрирует чудесное заступничество Богоматери Владимирской за русскую землю. Но посвящена она также и заступничеству Богоматери за земли Прикамья, которые осваивали Строгановы, строя церкви и городки, солеварни, развивая различные ремесла. И неважно, что икона была написана государевым иконописцем Истомой Савиным (напомним, что такого качества икон знаменитого мастера нет даже в центральных музеях) по заказу богатого землевладельца и предпринимателя Строганова. Неважно потому, что в памятнике выразились исторические реалии края – набеги «инородцев» на земли Строгановых, разграбление поселков и населения. Неслучайно Никита Григорьевич Строганов, несколько раз отражавший набеги вогулов и других племен, заказал икону Богоматери Владимирской с чудесами ее заступничества в главный храм своих прикамских владений – Похвалы Богородицы Орла-городка. Так же как икона способствовала отражению татарского нашествия от Москвы, в Пермских землях она «помогала» отражению набегов на Строгановскую столицу – Орёл-городок. Пермяки гордятся коллекцией пермской деревянной скульптуры, но икона не менее ценна с точки зрения религиозных, исторических, эмоциональных и эстетических качеств.

Икона «Святой Нифонт с житием» (начало XVIII в.)
Икона «Святой Нифонт с житием» (начало XVIII в.). В живописи это едва ли не единственное произведение, запечатлевшее не только существование скоморохов, но и отношение к ним мирян и церкви. «К скомрахам не ходити» – однозначно требует последняя. Но автор явно симпатизирует им.

Икон конца XVII – начала XVIII века с изображением скоморохов не обнаружено нигде. В более позднее время – да. В пермской коллекции есть уникальная житийная икона – «Святой Нифонт с житием», которая своим происхождением связана с Соликамском. Смысл памятника – борьба со скоморохами. Скоморошество – особое явление русского средневековья. Корни его уходят в языческие времена. Гонимые и проклинаемые православной церковью, скоморохи на протяжении веков развлекали русского крестьянина песнями, плясками, шутками, представлениями. Церковь эти шутки и песни считала большим грехом. В пермском фольклоре, собранном Иваном Зыряновым и другими пермскими фольклористами, во множестве записаны скоморошины– песни и стихи скоморохов. Их существование запечатлено также в церковных и административных указах. В живописи это едва ли не единственное произведение, запечатлевшее не только существование скоморохов, но и отношение к ним простых мирян и церкви, настаивающее на проклятии тех, кто потворствует песельникам и смехотворцам. Главное требование – «к скомрахам не ходити». Но автор явно симпатизирует им. Самое яркое клеймо в иконе –изображение скоморохов с музыкальными инструментами, в ярких одеждах. Около них – толпа народа.

Фрагмент выставки «Строгановы. Отечеству – богатство, себе – имя» Региональная история, культура и искусство с конца XVI и до начала XX века теснейшим образом переплетается с именитыми и богатейшими купцами-предпринимателями – баронами и графами Строгановыми. «Богаче Строгановых не будешь» – ходила в народе присказка.

Региональная история, культура и искусство с конца XVI и до начала XX века теснейшим образом переплетается с именитыми и богатейшими купцами-предпринимателями – баронами и графами Строгановыми. «Богаче Строгановых не будешь» – ходила в народе присказка. С реформами Петра I во многом связано дальнейшее развитие Прикамья, прежде всего со строительством городов-заводов, развитием горнозаводской промышленности и вместе с тем – с возникновением «горнозаводской цивилизации», о чем писал еще в прошлом веке профессор Богословский и в ярких художественных образах сегодня воплотил писатель Алексей Иванов.

Города-заводы соединяли в своей жизнедеятельности труд промышленный и сельскохозяйственный. Рабочие, работные люди, выполняя заводские работы, летом занимались сельскохозяйственным трудом. Даже в середине XX века мотовилихинских рабочих называли «косарями», поскольку летом они заготовляли корм скоту, который был необходимой принадлежностью семьи. Города-заводы соединяли, таким образом, городскую и сельскую культуру. Здесь открывались школы, соседствовали, как, например, в Чёрмозе, библиотека и «музеум» с моделями машин.В Ильинском и Очёре в начале XIX века существовали театры крепостных актеров, в Перми их еще не было. В Ильинском, Чёрмозе, Усолье работали иконописные и живописные мастерские, живописцы и иконописцы, резчики, которые «не составляли необходимой надобности для заводов».
Необходимость иконописания понятна: иконы должны наполнять не только храмы, но и частные дома. В иконописных мастерских работали во множестве живописцы, выполнявшие разные «малярные работы», они промышляли написанием портретов богатых крепостных крестьян, местных купцов. Крепостные живописцы Строгановых, Лазаревых и других владельцев оставили в исторической памяти образы современников, виды городов-заводов. Эти произведения хранятся и в коллекции Пермской галереи, и во многих музеях края.

Экспозиция Пермской деревянной скульптуры. Фрагмент

Один из таких талантливых крепостных иконописцев и живописцев – Семён Юшков, который писал иконы и портреты, делал декорации для Ильинского театра крепостных актеров, сочинял музыку для водевилей театра. В коллекции – галерея портретов строгановских крепостных крестьян – Шарина, Пепеляева, поповны Серебряковой и других. XX век соединил имена деятелей, широко известных в мировой культуре: Сергея Дягилева, братьев Сведомских, Верещагиных, Федора Бронникова и региональных мастеров – Петра Субботина-Пермяка, художников эпохи социализма и других.

Именно в советский период, как ни в какое другое время, изобразительное искусство было близко к жизни современников, отражая нужные качества людей и событий. Идеология государства вызывала необходимость развития изобразительного искусства. И Пермская организация Союза художников к семидесятым-восьмидесятым годам прошлого столетия была довольно многочисленной и высокопрофессиональной. Произведения пермских художников открывали многие столичные выставки, мастера имели правительственные награды. В их произведениях – жизнь, быт, труд, портреты современников, пермские ландшафты, города.

Художник Равиль Исмагилов на выставке Художники Пермского края. Эпохи и поколения

Работы лучших пермских художников есть во множестве в художественной галерее и музеях региона. Евгений Широков, народный художник России, создал серию портретов прикамских и других отечественных деятелей искусства: уральского живописца Евгения Гудина,Тимофея Коваленко, пермского поэта Владимира Радкевича, журналистов Бориса Назаровского, Роберта Белова, писателя Виктора Астафьева, режиссера Георгия Товстоногова,актера Андрея Миронова и других. Портреты Широкова – это размышление о духовных возможностях, о самобытности личности творца, утверждение значимости и ценности для современников.

Александр Зырянов, народный художник России– знаток культуры, истории, памятников Пермского края. Творческое осмысление, исследование культуры края, погружение в художественный мир прошлого и настоящего позволило мастеру создать «зыряновскую галерею» истории и культуры Прикамья. Перечисление мастеров искусства, их произведений о крае и его людях могло бы занять десятки страниц.

Верещагин П.П. Река Чусовая

Галерея хранит большую часть картин Александра Репина (более пятидесяти), более ста пятидесяти гравюр Александра Зырянова, около ста произведений живописца Тимофея Коваленко, более пятидесяти картин Евгения Широкова. В начале нынешнего века в Перми произошло знаковое для искусства событие: были открыты два высших художественных образовательных учреждения – класс Евгения Широкова в институте искусств и культуры и Уральский филиал Академии живописи, ваяния и зодчества. Выпускники учебных заведений активно входят в культурную жизнь края. Их произведения также пополняют пермскую сокровищницу искусства – художественную галерею, в которой сегодня хранится более 20 тысяч работ о крае. Кстати, пермские художники – основные дарители своих картин в коллекции галереи.

Произведения о пермской земле, ее людях, характерных особенностях края во всей полноте будут представлены в экспозиции новой Пермской художественной галереи.