История

Дикгоф. Ожившие картины

Текст: Марина Редькина, краевед-исследователь

Осенью прошедшего года в одной частной пермской коллекции при чистке картин были обнаружены авторские подписи. На двух этюдах раскрылись автографы известного русского художника XX века, ярчайшего представителя импрессионизма, профессора Петербургской Академии художеств Константина Ивановича Горбатова (1876–1945). Год написания – 1895-й – позволяет утверждать, что это его самые ранние, ученические работы, написанные в Самаре, которые еще не известны широкой публике и специалистам. А появились они в Перми благодаря одному человеку...

Родился Август Васильевич Дикгоф 11 июля 1844 года в имении Ремник Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии. В настоящее время деревня Remniku находится на территории Эстонии. Мать, Мария Дикгоф (урождённая Брикнер), вела домашнее хозяйство. Отец, Вильгельм Дикгоф, служил в имении управляющим. Крещён мальчик был в церкви Святого Иоанна в Нарве и наречён именем Генрих Август Фердинанд. Обряд сознательного же принятия им веры – конфирмацию – прошел в 16 лет, 7 мая 1861 года, в лютеранском соборе Святых Петра и Павла в Москве. Данное конфирмационное свидетельство №370 хранится в Государственном архиве Пермского края.

В августе 1862 года Дикгоф заканчивает 3-ю мужскую московскую гимназию и поступает в Императорский Московский университет на медицинский факультет. В следующем году успешно переводится на второй курс. Казалось бы, все идет отлично, впереди его ждет стабильность и уважение на медицинском поприще, но душа юного Августа требовала самореализации. Согласно собственному прошению, получив увольнение из университета, 24 августа 1863 года он отправляется в Неаполь, в Королевскую академию художеств, по окончании которой «имел почётный отзыв и почётный диплом на звание художника». Многие его сокурсники по университету воспринимали это с удивлением. Параллельно с живописью Дикгоф осваивает цитру – очень непростой музыкальный инструмент. Диплом об окончании школы игры на цитре знаменитого профессора Франца Бауэра он получает уже в Москве, по возвращении на родину.
Жизненный путь Августа Дикгофа полон метаний, постоянного поиска своего призвания и самовыражения. Ему интересно буквально всё. Он с легкостью осваивал и творческие, и технические профессии, и даже административный функционал на государственной службе. Получилось так, что несостоявшийся медик, дипломированный художник и музыкант, он посвящает часть своего времени еще и увлечению железной дорогой. Дикгоф успел послужить на Петербургско-Варшавской дороге начальником конторы претензий, а также правителем дел управления Оренбургской железной дороги, которое находилось в Самаре.

Остановимся чуть подробнее на этом периоде жизни Августа Васильевича, в котором творческим увлечением становится оперное пение и где он близко знакомится с миром живописи.

Дикгоф берёт уроки у самого профессора Фёдора Комиссаржевского и даже выступает в самарской опере. Дружит со многими художниками, в частности с Фёдором Буровым, общается с его учениками: Константином Горбатовым, Кузьмой Петровым-Водкиным, Константином Головкиным. Август Васильевич старался не пропустить ни одного культурного события в городе, к примеру – принял участие в открытии 24 апреля 1891 года в Самаре Первой ежегодной выставки самарских художников. Именно этот период в нем открывается еще одна грань личности – меценатство. Помогая материально вдове Бурова, он приобретает картины именно его учеников – молодых, никому ещё не известных художников. Так у него оказались ученические работы Константина Горбатова, которые он перевёз с собой в Пермь.
Оркестр Пермского музыкального кружка. Дикгоф – в центре в белой шляпе c дирижёрской палочкой. Фото: Музей Пермского отделения СВЖД
Вскоре Дикгоф в очередной раз решает круто изменить устоявшийся уклад жизни. 15 августа 1893 года он переезжает в Пермь, продолжив службу уже на Пермской железной дороге. Период конца XIX – начала XX века характеризуется промышленным и духовным подъёмом Пермской губернии. С ростом промышленного производства растёт и количество общеобразовательных учреждений. Открывается первая в Перми художественная школа. Это была частная школа Африкана Шанина (1839–1911). Событие широко освещалось местной прессой. Своим посещением школу удостоил профессор Петербургской императорской академии художеств Василий Верещагин, друг и однокашник Шанина по академии.
Горбатов К. И. «Березки». [1895]
Дикгоф быстро адаптируется на новом месте: он служит, творит и занимается общественной деятельностью, ежегодно фигурируя в адрес-календарях Пермской губернии. Первое упоминание в прессе о нём появилось в «Пермских губернских ведомостях» 4 января 1898 года в заметке о гастролях Пермского музыкального кружка в Нижнем Тагиле, второе – в канун Светлой Пасхи в апреле того же года. Тогда Август Васильевич стал одним из инициаторов замены пасхальных визитов взносами на благотворительные цели. Словом, Пермь его приняла, оценила и полюбила.

1 марта 1900 года, по случаю 30-летия его службы на железной дороге, коллегисослуживцы совместно с начальником Пермской железной дороги, действительным статским советником Повалишиным и начальником движения дороги Ададуровым пришли домой поздравить Дикгофа и преподнесли ему именные золотые часы с выгравированной надписью. Юбиляр был очень тронут сердечностью поздравления и горячо благодарил гостей. По мнению современников, Дикгоф был профессионалом с полным знанием железнодорожного дела, добросовестным и незаменимым сотрудником. Напомним, что помимо основной службы Август Васильевич состоял директором Пермского губернского комитета общества попечительства о тюрьмах, действительным членом Уральского общества любителей естествознания, членом Пермского драматического и музыкального кружков, часто гастролирующих в губернии. Параллельно, с 1 марта 1903-го по 19 марта 1906 года, Дикгоф состоял канцелярским служителем в штате Пермской казённой палаты. Изучив архивные документы того времени, а конкретно – прошение Августа Васильевича на имя управляющего казённой палатой о зачислении его, «бывшего студента московского университета… на государственную службу», отношение управляющего на прошение на имя губернатора и отзыв вице-губернатора Цехановецкого, мы удивились тому, как быстро и доброжелательно Дикгоф был принят на службу: от и до прошло всего две недели! Минимум бюрократии.
Горбатов К. И. «Зимнее утро». [1895]
Август Васильевич работал буквально на износ. Он отдыхал, просто меняя род деятельности. В 1905 году в связи с ухудшением здоровья и невозможностью быть в постоянных поездках он был переведен на, казалось бы, легкую кабинетную должность начальника конторы службы движения. Но несмотря на развивающуюся болезнь и необходимость элементарного физического отдыха, он продолжал преподавать вокал и игру на цитре и мандолине. Открыл художественную школу-студию для детей служащих железной дороги, в которой опять сам же и преподавал, да еще и, разумеется, бесплатно. Как певец и музыкант-цитрист – участвовал в концертах, которые стояли в репертуарных планах.

Дикгоф скоропостижно скончался 19 марта 1906 года. Похоронен на лютеранском кладбище в Перми. Его «Дело о службе...», начатое 19 марта 1903 года. было завершено лишь 28 августа 1910 года и сдано в архив Пермской казённой палаты на вечное хранение.

Благодаря Дикгофу мы сегодня можем любоваться ранними картинами Константина Горбатова. Ценность их в том, что специалистам почти неизвестен именно самарский период мастера, а конкретно – 1895 год. Здесь уместно процитировать русского художника и человека, приложившего немало усилий для развития Пермской художественной галереи, Игоря Грабаря, о творчестве уже известного во всем мире художника Константина Горбатова: «Взрослым, когда он считал чуждым для себя всё, кроме живописи, Горбатов неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением. Еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки».