Культура

Книжное мАСТЕРство

Текст: Катерина Кравцова
Фото: Типография «АСТЕР»
В эпоху цифровых технологий и высоких скоростей важно не бояться экспериментировать и уметь удивлять. Казалось бы, при чём тут книги? Это уже пройденный этап. Как бы не так! Книжная сфера сама продолжает совершенствоваться и при этом помогает развиваться разным направлениям бизнеса. Какие сейчас тренды на книги и что интересного из них может предложить пермский рынок, рассказали Журналу ПЕРМЬ в типографии «АСТЕР».
Свою историю типография «АСТЕР» ведет с 1995 года. Все начиналось с маленькой фирмы, которая занимала буквально пару комнат.

После того как «АСТЕР» укрепила свои позиции на пермском рынке, компания отправилась завоевывать соседние города. В 2009 году появилась типография в Екатеринбурге, затем был Ижевск, а в 2018 году к списку добавилась типография в Санкт-Петербурге, специализирующаяся на производстве книг и каталогов.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ КНИГА: 1 – книжный блок; 2 – суперобложка; 3 – переплетная крышка; 4 – ляссе; 5 – рубчик; 6 – каптал; 7 – корешок; 8 – кант; 9 – экслибрис; 10 – клапан суперобложки; 11 – форзац; 12 – фрон- тиспис; 13 – титульный лист
В 2023 году в группу компаний «АСТЕР» вошла книжная типография «Вэлком Принт» в Москве, а вместе с ней открылись новые уникальные возможности для пермских ценителей книг. Новое подразделение «АСТЕР» специализируется на нестандартных видах и размерах переплетов, а также на оригинальной отделке книжного блока, крышек и корешков. Это технологически сложные и подчас эксклюзивные проекты, за которые мало кто берется. Такие книги занимают призовые места в престижных книжных конкурсах, красуются в офисах крупных компаний и презентуют популярные российские музеи.

«Сейчас ценным в книге считается не только ее содержание, но и современный внешний вид. И выделит ее на полке среди остальных именно обложка. Чем эффектнее и оригинальнее она сделана, тем больше привлечет внимание и запомнится. Особенно это актуально для музейных и корпоративных изданий», – рассказывает руководитель уральского дивизиона типографии «АСТЕР» Василий Дудкин.

Типография «АСТЕР» – один из крупных полиграфических холдингов в сегменте рекламной полиграфии на Урале. Компания специализируется на листовой офсетной печати: производстве листовой, многостраничной, рекламно-представительской, книжной продукции, изготовлении календарей, POS-материалов и упаковки

Голландский переплет: открытый корешок
ГОЛЛАНДСКИЙ ПЕРЕПЛЕТ
Классическими обложками, коими заставлены всевозможные полки, уже мало кого удивишь. С 2010-х годов в России начался тренд на пришедший из Голландии переплет с открытым корешком. Он остается популярным и до сих пор. В классическом варианте обложки есть переплетная крышка, состоящая из двух сторонок и корешка, и вставленный в нее книжный блок. А в случае с голландским переплетом всё выглядит по-другому: вы видите разделенные верхнюю и нижнюю крышки, а между ними – открытый корешок. Он может оставаться цвета бумаги блока, быть покрашенным в разные цвета. На это, кстати, тоже сейчас есть определенный спрос. Вся фишка голландского переплета именно в видимости «внутренностей» книги – сшитых листов книжного блока. С функциональной точки зрения он тоже хорош – книга раскрывается на 180 градусов без малейшего ущерба для целостности издания.
Процесс изготовления книги с такой обложкой сложен и зависит от уровня профессионализма мастера. Блок листов, сшитый нитками, заклеивается специальным составом холодного клея, который при высыхании становится прозрачным. Но такого эффекта не достичь, если склеивать листы с помощью машин на КБС (клеевом бесшовном скреплении), где используется термоклей, – так как этот клей не прозрачный.
ПЕРЕПЛЕТ ОТАБИНД
Мягкий переплет отабинд, пришедший из Финляндии, только начинает набирать популярность в России. Он необычен тем, что похож на твердый переплет: обложка крепится к первому и последнему листам книжного блока. При этом между корешком обложки и книжным блоком остается свободное пространство. Это дает хорошую раскрываемость книги и не ломает корешок обложки при открывании.
ШВЕЙЦАРСКИЙ ПЕРЕПЛЕТ
Еще один популярный сейчас переплет – швейцарский. В его случае обложка (или переплетная книжка) тоже не цельная: она состоит из разных элементов – сторонок и корешка, при этом все элементы отдельно оборачиваются покровным материалом. Это может быть как картон или покрытая полимером бумага, так и ткань или кожа. Затем сторонки приклеиваются к корешку, в которую вставлен книжный блок. Несмотря на то что швейцарский тип переплета приближен к классическому, он все же выделяется на фоне стандартных и привлекает внимание.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС «КНИГА ГОДА»
Ценят нестандартный переплет книг не только потребители, но и члены профессионального сообщества. Так, ежегодно в России проходит Национальный конкурс «Книга года», на котором бывают представлены сотни изданий в самых разных номинациях. Важным критерием оценки является и содержание, и внешний вид книги. В 2022 году новый московский филиал «АСТЕР» взял сразу две награды – Гран-при с альбомом «Коллекция Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» и номинацию «Искусство книгопечатания» с альбомом фотографий Михаила Розанова «Волхонка, 12. Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 110 лет».
«Книга, которая получила Гран-при, – наш совместный проект с Пушкинским музеем. Здесь мы применили классическую технологию многостраничных переплетов, но с использованием редко встречающегося сейчас элемента – гильзы, которая связывает обложку с книжным блоком. Это было сделано для того, чтобы при перелистывании корешок не деформировался, а переплет оставался целым, – рассказывает руководитель московской площадки типографии «АСТЕР» Сергей Невзоров. – Получился огромный фолиант, в котором собраны фотографии всей коллекции – над ними Пушкинский музей трудился на протяжении семи лет. Книга весит около 5 кг, и при ее создании было много ручного труда, чтобы довести долгожданное издание до идеала».
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ В ОФОРМЛЕНИИ КНИГ
• Книжный короб или футляр
• Золочение или покраску обреза
• Вклейки, вырубки, перфорации
• Поп-ап конструкции
• УФ-лак
• Трафаретная печать
Книга «Азбука Зенита» к 85-летию клуба
НЕСТАНДАРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Самые интересные проекты создаются, когда дизайнер издательства работает в паре с технологом типографии. Тогда креативные задумки превращаются в нестандартные технологические решения, и готовая книга становится не только запоминающейся, но и качественной и долговечной. Получается гармоничная связь контента и дизайна. Содержание и форма книги еще раз дополняют, подчеркивают друг друга. Одним из ярких примеров такого проекта-симбиоза является книга, созданная для питерского футбольного клуба «Зенит». На ее крышке с помощью высечки и склейки слоями картона созданы трибуны стадиона. Кстати, издание получило первое место в международном конкурсе «Искусство книги» (номинация «Отпечатано в России»).
Другое направление, которое теперь стало доступным для пермского рынка, – это создание книг сверхбольшого формата. Это могут быть фолианты формата А2 плюс. Во всей России насчитывается всего несколько типографий, у которых есть уникальные ниткошвейные машины* с такими возможностями. Одна из них находится в московском подразделении «АСТЕР». Благодаря ей типография может сшивать листы с максимальным размером блока 400 мм по передку (горизонтально) и 700 мм по корешку (вертикально). Крышки для таких фолиантов изготавливают вручную, так как просто не существует такой машины, которая позволит сделать цельную обложку.
Для местных издателей интересен вариант, когда внутренние страницы книги печатаются под авторским надзором в Перми или Екатеринбурге, а нестандартным переплетом занимаются московские специалисты.

Размеры книг, как и варианты их переплетов или украшений обложки, могут быть разными – все зависит от конечной идеи заказчика. Теперь ее можно воплотить, не выезжая за пределы Перми. Достаточно приехать со своей задумкой в офис типографии «АСТЕР», где расскажут о подходящих под вашу задачу вариантах бумаги, видах печати и переплете. А дальше можно экспериментировать, доверившись профессионалам и уникальным технологиям, которые они предлагают.
* Ниткошвейные машины предназначены для потетрадного скрепления книжных блоков нитками через сгибы тетрадей, при этом отдельные внутренние части тетрадей и сами тетради скрепляются между собой несколькими непрерывными нитями.