Мнения

КиноПермь становится шире

Текст: Светлана Федотова
Фото: Ксения Мыльникова
В Перми проходят съёмки художественного фильма «Забор» режиссёра Льва Евлампиева.

Удивить наш город съёмками художественного фильма уже сложно. Раньше это была сенсация, а сейчас – обычное дело. Кинематографисты полюбили Пермский край и за красивую природу, и за возможности рибейта, и за то, что уже создана инфраструктура: в регионе появились специалисты нужных для кино специальностей. Разумеется, резервы есть, и их много: говорят, у нас опытных гаферов (осветителей, выражаясь по-старому, по-советски) не хватает. Вернее даже, их нет совсем. С художниками-постановщиками та же история. Но лиха беда начало: медленно, но верно Пермь превращается в один из кинематографических центров страны, и это не может не радовать.
Фильм «Забор» станет первой самостоятельной работой для режиссера Льва Евлампиева, выпускника мастерской режиссера Павла Лунгина. Оператор-постановщик Анатолий Запрудный, окончивший Московскую школу кино, и художник-постановщик Оля Евлампиева на «коротких метрах» уже работали. Но ни у одного из них пока нет в активе полнометражного фильма, в котором они играли бы «первую скрипку» в своей специальности. Вторую – бывало: так, Оля и Лев работали на проекте режиссера Алексея Германа, его новый фильм «Воздух» сейчас готовится к выходу на экраны.

Для съемок фильма был выбран дом в красивейшем месте региона – на стрелке Камы и Чусовой. Режиссер рассказывает, что объехали все окрестности Перми, добрались даже до Чусового, пока наконец благодаря совету продюсера Андрея Вилисова, которого те, кто в теме, называют одним из «крестных отцов» пермского кино, нашли нужную локацию.

Сценарий, который написал Лев Евлампиев, кажется простым: два брата пенсионного возраста, которые давно не виделись, приезжают в «родовое гнездо». В процессе общения оказывается, что у них разные ценности. Сюжет крутится вокруг забора, который один из братьев красит весь фильм, а возможно, и всю жизнь.
– Меня чаще привлекает процесс, – говорит Лев Евлампиев. – Он мне всегда больше нравился, чем само событие.

Таким образом, жанр фильма можно было бы условно назвать «тарковщина», если бы не одно «но»: в интерьере съемок на видном месте лежал четырехтомник Акутагавы. Хотя, на мой взгляд, сценарий по настроению ближе к японскому писателю Кэндзабуро Оэ.
Лев Евлампиев:
"Наш фильм – короткометражный, а это означает, что наш основной зритель будет на фестивалях. Это не значит, что он будет настолько артхаусный, что «обычный» зритель не сможет его посмотреть и понять. Дело в том, так сложилось исторически, что у нас нет зрительской культуры смотреть короткий «метр»".
– Будут ли показы в Перми?
– Будет здорово, если такое случится! Попробуем это организовать. Пермь – мой родной город, но сейчас я живу в Москве. Большинство членов нашей съемочной группы были из Перми. Актеров для проекта тоже здесь нашли: Олег Выходов и Владимир Сырчиков служат в Театре-Театре.

Когда начались репетиции с актерами, я понял, что вообще не понимаю, как им донести свое видение. Чувствовал себя студентом, который пришел к народным артистам. Было ощущение фиаско. Взял почитать книгу о работе режиссера с актерами. Из десяти ошибок, описанных там, я совершил все. Но постепенно всё наладилось. Мне очень помогли актеры, их доброе отношение ко мне, профессионализм и то, как они быстро почувствовали кинопластику, – буквально воодушевили.

В целом команда подобралась очень сильная. Особенно выделил бы Андрея Вилисова и исполнительного продюсера Юрия Цодиковича, которые серьезно помогли нам во всех вопросах. Не могу не высказать свою благодарность «Пермской синематеке», которая помогла нам с оборудованием: они дали для съемок камеру и свет. Низкий им поклон! Если же говорить о съемочном процессе, то главное, что я понял на этих съемках – диктатура мне не сильно подходит. Сотрудничество более продуктивно: с оператором и художником мы вместе искали и находили творческие решения.
– Условия съемок простыми не назовешь: старинный деревенский дом требует особых знаний. Думаю, на факультете глобальных процессов МГУ, где училась Оля Евлампиева, их не преподавали.
– Да это же романтика! Оля сама русскую печь топила, которая была в доме. Старое ее не пугает, а наоборот, вдохновляет. Ей нравится фактура. Хотя действительно пришлось повозиться: в числе прочего нам предстояло 50 метров старого забора установить, покрасить, а потом демонтировать.

– Знаю, что, когда прибирали площадку, резня бензопилой длилась несколько дней с участием режиссера, а одна из съемочных смен у вас закончилась в два часа ночи, а следующая началась в семь утра.
– Такое редко, но бывает. Обычная практика, что перерыв между сменами составляет хотя бы часов 12, но тут у нас была форс-мажорная ситуация. Один из актеров мог работать только в это время. Зато как раз в тот очень длинный съемочный день пошел снег. Причем как раз на тех сценах, как нам и надо было по сценарию. Если бы он не пошел, мы готовы были организовать его специальными средствами, но приятный бонус, что это вышло само собой.

– Какие планы теперь?
– У нас остались зимние съемки, и уже сейчас идет постпродакшн. Думаю, к весне фильм будет готов, и мы будем прокатывать его на фестивалях.
*Рибейт – возврат кинокомпаниям части понесенных затрат из регионального бюджета при производстве фильма на определенной территории.