История

Кто он, реставратор в музее: кудесник? ученый? художник?


Текст: Татьяна Сысоева, Ирина Николаева
Фото: Пермская художественная галерея

В музее есть много интересных профессий, но самой известной и самой таинственной для человека со стороны является профессия реставратора. Этот специалист редко выходит к зрителям, его труд скрыт от них. Некоторые уверены, что реставратор может ВСЁ: даже восстановить утраченное, возродить любой памятник буквально из руин.

На самом деле это не совсем так. Труд реставратора регламентирован как никакой другой в музее. Чаще всего эту профессию сравнивают с профессией врача, у которого главный принцип, как известно, «не навреди». Реставратор действительно должен «поставить диагноз», определить методы «лечения», подобрать правильные «медикаменты». У музейных предметов есть острые заболевания, например – когда внезапно провисает холст картины или поднимается грунт (левкас) на иконе, а про некоторые экспонаты говорят, что они «хроники», то есть «болеют» постоянно, и им требуется постоянное наблюдение специалиста. Так кто же такой реставратор в музее – кудесник, ученый, художник?

Находка на обратной стороне картины Роберта Фалька Лиза с зонтиком

Начнем с того, что далеко не каждый музей имеет в своем штате реставратора. На весь Пермский край, с его богатейшими коллекциями от античности до XXI века, реставраторы работают только в Пермском краеведческом музее, Пермской художественной галерее и Березниковском историко-художественном музее. Это профессия «штучная», ее осваивают годами, передается она, как в Средневековье, «из рук в руки», от мастера к ученику. Конечно, сегодня есть апробированные методики, пособия,существует научно-исследовательский институт реставрации– ВНИИР. И все же не каждый может стать реставратором, даже окончив специальный факультет.

На весь Пермский край с его богатейшими коллекциями – от античности до XXI века – реставраторы работают только в Пермском краеведческом музее, Пермской художественной галерее и Березниковском историко-художественном музее


Какими качествами должен обладать реставратор? Сегодня считается обязательным, что реставратор должен иметь художественное образование, ведь недаром его профессия называется «художник-реставратор». Да, реставратор должен досконально знать технологию художественного произведения: от его основы – холста, дерева, стекла, тканей, штукатурки и так далее, до защитных покрытий – лаков, олифы и прочего. Глаз художника поможет отличить руку одного мастера от другого, увидеть разные художественные стили, нанести правильные тонировки на места, где утрачен красочный слой.

Реставраторы масляной живописи, как правило, еще и талантливые художники. Но приступая к работе с музейным предметом, они должны забыть о своих творческих фантазиях и порывах, должны раствориться в другом художнике, чей холст лежит перед ними

Многие реставраторы работают творчески, как живописцы. Игорь Арапов – первый реставратор, проработавший в галерее с 1962 по 2009 год, известен в городе как прекрасный художник-пейзажист, в галерее не раз проводились выставки его картин. Как реставратору, ему приходилось наблюдать за огромной коллекцией, иметь дело с живописью на холсте, иконой на дереве. Особую любовь он испытывал к народному искусству, с экспедициями галереи объездил всю северную часть нашего края.

Результатом таких поездок стало пополнение коллекции древнерусским искусством XVII–XVIII веков, художественными предметами народного творчества. Его коллега Галина Хоменко, член Союза художников России, замечательный акварелист,успешно работает в жанре пейзажа и натюрморта. В реставрации она с 1972 года. На выставках можно видеть и произведения Константина Суслова, он окончил Пермский филиал Академии живописи, ваяния и зодчества им. И. С. Глазунова.

Реставратор живописи Константин Суслов и реставратор графики Ирина Субботина. Инструменты реставратора

Словом, реставраторы масляной живописи, как правило, еще и талантливые художники. Но приступая к работе с музейным предметом, они должны забыть о своих творческих фантазиях и порывах, по сути – раствориться в другом художнике, чей холст лежит перед ними. Нельзя что-то привнести от себя, что-то додумать, дописать. Недаром сегодня в реставрации чаще говорят о консервации, то есть о сохранении подлинного, чем о реконструкции (воссоздании) предмета. Доделать, дописать можно только в исключительных случаях, когда есть точная аналогия утраченного. Например, на предмете отсутствует часть орнамента, но рядом существует этот узор. Тогда реставратор может его восстановить по аналогии. Но и здесь существуют ограничения. Воссоздать надо так, чтобы опытный глаз мог сразу отличить подлинное от восстановленного. И в этом заключается еще один принцип реставрации – она должна быть обратимой, то есть такой, чтобы была возможность при необходимости удалить с экспоната следы реставрации. Поэтому реставрационные тонировки на иконе или картине наносят акварельными красками, которые легко смыть водой.

Чаще всего эту профессию сравнивают с профессией врача, у которого главный принцип, как известно, «не навреди»


И это только некоторые принципы, ведь каждый предмет требует индивидуального подхода. Именно в этом заключается трудность и глубокий интерес этой профессии. В этом уверена Вера Деменева, художник-реставратор I категории по тканям. Ей, как никому другому, приходится переключаться: сегодня на ее столе лежит вязаная шерстяная коми-пермяцкая варежка XX века, а на очереди сумочка XIX столетия, шитая бисером. Таким же разнообразием отличается работа Ирины Субботиной. Под ее наблюдением – более 20 тысяч произведений оригинальной и печатной графики. Учитывая разнообразие техник, веков, стран, авторских манер… поле совершенно необъятное. Своей профессией она занимается с 1998 года, по-прежнему увлеченно и преданно.

Но даже самый опытный реставратор не может начать свою работу просто так, по своему усмотрению. Для начала он должен представить своим коллегам реставрационный план с описанием очередности и способов работы, которые планирует осуществить на каждом музейном предмете. Это происходит на реставрационном совете, в присутствие коллег-реставраторов, хранителя коллекции и главного хранителя. Задание утверждает директор музея.

Плакат до реставрации


Плакат найденный во время реставрации

В процессе работы реставратор заполняет реставрационный паспорт.Хороший паспорт сродни медицинской карте, в нем по дням зафиксированы все операции, производимые реставратором. Выполненные работы также рассматриваются на реставрационном совете, который оценивает и качество проведенной реставрации, и состояние экспоната. Такие строгости необходимы, ведь неумелый реставратор может погубить предмет безвозвратно, поэтому, чем опытнее реставратор, тем осмотрительнее и бережнее он подходит к каждому предмету.

Современный реставратор имеет в своем арсенале не только увеличительное стекло, рыбий клей, скальпель, кисточку, хотя и эти инструменты позапрошлого века совсем не утратили своего значения. В настоящее время реставратор может прибегать к помощи рентгена и ультрафиолетовых лучей, вакуумного стола и новых дублировочных материалов и даже делать МРТ – магнитно-резонансную томографию (кто-то еще сомневается, что реставратор не похож на врача?). Но главным всё равно остаются его глаза, руки и профессиональное чутье.

Реставратор икон Галина Хоменко (слева), реставратор ткани Вера Деменева(справа). Мелкие инструменты реставратора

Во время реставрации иногда совершаются настоящие открытия. Очень показательна реставрация иконы «Великомученица Варвара», проведенная во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря (Москва, 2022 г.). Визуальное обследование иконы и ее исследование в рентгеновских лучах показали, что в центр иконы середины XIX века вклеена икона XVI столетия, покрытая шестью (!) слоями записи. А на полях обнаружены слои живописи и олифы, имитирующие патину старины, – так поновители иконы нивелировали разницу между своей и более древней живописью. Так памятник не только приобрел интересную биографию, но и задал много вопросов исследователям.

Или портрет, который поступил в галерею как «Портрет актера Веригина» работы неизвестного художника. Весь облик мужчины – несколько усталый взгляд, волнистые волосы, невоенная осанка (легкая сутулость, а не бравая военная выправка) плюс платочек под воротником – все это говорит в пользу того, что Веригин актер или хотя бы близок по духу к актерско-художественной среде. Но сведений об актере И. А. Веригине нет, но есть Иван Аполлонович Веригин – подполковник, валдайский уездный предводитель дворянства. На обороте холста имеется надпись, по которой видно, что холст был обрезан. В собрании музея-усадьбы «Приютино» (Ленинградская область) имеется аналогичный портрет с более полным, развернутым изображением. На данном портрете перед мужчиной на столе лежит географическая карта, что больше подходит для подполковника. В музее также неизвестно, кто автор,но указаны его инициалы – «АД». А на картине из собрания галереи во время реставрации (реставратор масляной живописи К. В. Суслов)была выявлена процарапанная монограмма из переплетенных букв «ОК» и год – 1811. Монограмма очень похожа на монограмму Ореста Адамовича Кипренского – русского художника, мастера портрета. Совместно с музеем «Приютино» предстоит провести длительную работу по уточнению авторства обоих портретов.

И в этом заключается еще один принцип реставрации – она должна быть обратимой, то есть такой, чтобы была возможность при необходимости удалить с экспоната следы реставрации. Поэтому реставрационные тонировки на иконе или картине наносят акварельными красками, которые легко смыть водой


Нельзя сказать, что подобное случается часто, но работа над каждым предметом обязательно что-то открывает – это может быть картина на обороте: у художника не было под рукой холста, и он написал на обороте другой картины. Так случилось с портретом Р. Р. Фалька «Лиза с зонтиком»1911 года, на оборотной стороне которого обнаружился портрет пожилой женщины 1910 года. Музеи такие произведения показывают в особых подрамниках, когда можно увидеть оба изображения. Надеемся, что после реставрации это будет возможно и с картиной Фалька.

Во время реставрации можно обнаружить и «спрятанные» предметы. В этом году реставратор графики И. В. Субботина взяла в работу один из многочисленных плакатов, который краями был наклеен на фанеру. Когда реставратор сняла его с фанеры, под ним обнаружился еще один, неуказанный ни в каких документах галереи. Оба плаката созданы в 1930-е годы. Они были смонтированы таким странным образом для очередной агитационной выставки.

Неизвестный художник. Картина. Портрет актера И.А. Веригина

С 2019 года, благодаря поддержке Министерства культуры Пермского края, работа по реставрации ведется особенно активно: предоставлены средства из краевого бюджета на реставрацию, в том числе в специализированных реставрационных центрах Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля; закуплено оборудование для реставрационной мастерской галереи (бинокулярный микроскоп, специальные светильники).Увеличилось число реставраторов, пришли молодые специалисты: Маргарита Карпухина (реставратор темперной живописи), Ольга Коробейникова (реставратор масляной живописи), Юлия Пурмалис (реставратор керамики), Артем Кутергин (реставратор деревянной скульптуры). И у каждого из них есть стремление стать специалистом в своей области и сохранить коллекцию на века, а главное – есть уважительное отношение к произведениям, которое, в сочетании с профессиональным чутьем, помогает реставратору в столь ответственной работе. Для них организованы стажировки в реставрационных центрах и мастерских центральных музеев России. За 2020 и 2021 годы отреставрировано свыше 300 экспонатов, и большая их часть – силами команды реставраторов галереи.

Роберт Фальк. Картина Лиза с зонтиком, 1911 год

Все предметы со временем стареют, на них влияет всё: температура и влажность, освещенность, загрязненность воздуха, уровень шума. В дневном свете содержится ультрафиолет, от которого выцветают пигменты, разрушаются лаки, желтеет мех. Поэтому окна должны быть закрыты плотными шторами, освещение – только искусственное, лучше всего светодиодное. Для графических произведений и тканей уровень освещенности не должен превышать 50 люкс (для сравнения: на рабочем месте должно быть не менее 200 люкс). В воздухе имеется значительное количество загрязняющих веществ (озон, оксид азота, диоксид серы). Они вызывают потускнение металла, выцветание красителей, разрушение лаков, хрупкость бумаги, снижение прочности текстиля и кожи. Источниками этих веществ могут быть такие процессы, как сжигание топлива, использование фотоустройств, применение некоторых видов лаков, клеев, красок. Даже цветы в горшках внутри здания приводят к появлению коррозии на металле. А с верхней одеждой заносятся дополнительные загрязняющие вещества. С ними могут справиться системы очистки и фильтрации воздуха. Сейчас галерея не в силах устранить большинство из этих факторов. Надеемся, что в новой галерее условия для музейных экспонатов будут несравненно лучше и работы реставраторам убавится, но их труд будет по-прежнему востребован, и, очевидно, всегда.