Культура

Абдрашитов и Пермь

Текст и фото: студия «Арт-Модерн»

15 марта 2023 года в Пермском киноцентре «Премьер» по инициативе общества «Арт Модерн», при поддержке «Пермкино» и Пермской художественной галереи, собрались любители «иного кино», чтобы вспомнить и воздать дань уважения памяти выдающегося кинорежиссера, снявшего по сценариям Александра Миндадзе фильмы, которые заслужили поистине народное признание «за жизненность и художественность»: «Слово для защиты», «Армавир», «Слуга», «Плюмбум, или Опасная игра», «Поворот», «Пьеса для пассажира», «Остановился поезд» и другие.

Вечер открыл арт-директор киноцентра Павел Печенкин. Искусствовед Тамара Шматенок напомнила об истории трех визитов Абдрашитова в Пермь, о премьерах его знаменитых фильмов – «Парад Планет», «Время танцора» и «Магнитные бури», о цензуре и притеснениях, которым подвергался его творческий путь.

Наби Балаев рассказал о природе феномена Абдрашитова, о своем знакомстве с ним и о том, почему у него сложилось ощущение необходимости публично праздновать 60-летие режиссера в Перми, о духовном родстве поэта Решетова и Абдрашитова – об их отношении к явлениям жизни и искусства и о награждении Абдрашитова премией «Ангел-хранитель искусства» в кино в Перми. А также о том, как Вадим Юсупович в тот памятный 2006 год в течение трех вечеров, с 28 по 30 ноября, встречался с пермяками.

С публикой киноцентра «Премьер» – после показа фильма «Магнитные бури», обсуждая природу киноиндустрии и роли личности в киноискусстве с представителями Пермской синематеки и международного фестиваля документального кино «Флаэртиана», режиссером Виктором Наймушиным (который, как оказалось, участвовал ранее в его кинопробах) – о малобюджетном кино.

В зале гимназии имени Дягилева – со старшеклассниками, студентами и преподавателями ПГТУ и ПГПУ, представителями двух пермских союзов писателей и городской интеллигенции. После показа фильма и обсуждения он говорил о «магнитных бурях» общества и судьбе отдельного существа в нем, об опасности распада человеческого образа в наших деяниях. В конце вечера Наби Балаев, как руководитель литературно-философской студии Политеха «Арт-Модерн», объявил, что Вадим Абдрашитов награждается философской премией «Ангел-хранитель искусства» в области кино, соответствующим дипломом и трехтомником пермского «Ангела-хранителя искусства» в поэзии Алексея Решетова, в знак их внутреннего соответствия.

Последней, самой отдаленной площадкой в маршруте выступлений режиссера стал ДК имени Горького, где собралось около 400 человек: старшеклассники, пенсионеры, сотрудники НПО «Искра». Мнения зрителей о фильме разделились: одни посчитали его мрачным и сложным для восприятия, другие – правдивым и необходимым, поскольку он рассказывает о непростой реальности и позволяет лучше понимать природу происходящих вокруг нас процессов. Абдрашитов, подробно отвечая на вопросы о замысле фильма, подчеркивал, что «на самом деле фильм – в каком-то смысле “лакировка”, действительность – еще страшнее».

А потом, после просмотра знаменитого "Парада планет", обсуждение и воспоминания происходили на фоне сорокаминутного видеофильма «Абдрашитову – 60!» (Ольга Роленгоф, 2005), в котором писатель Нина Горланова, поэт Юрий Беликов, журналист Варвара Кальпиди, краевед Владимир Гладышев, Павел Печенкин, Наби Балаев, а также покойные уже ныне скульптор Рудольф Веденеев и прозаик Вячеслав Запольских с жаром и знанием дела обсуждали фильм «Пьеса для пассажира» и воздавали – прижизненно! – должное классику.

«Прощайте, Абдрашитов! Мы еще не раз встретимся, ведь прошедшее принадлежит пережившим будущее хоть на миг…» – сказал, завершая вечер памяти, его инициатор и организатор Наби Балаев, поблагодарив участников и радуясь тому, что, «несмотря ни на что, в Перми находятся люди, способные жить с чувством долга и памяти…».