Культура

Жил-был художник один...

ТЕКСТ: Владимир Шилов, исторический журнал «Родина»

Русский этнограф-беллетрист П. И. Мельников-Печерский, посетив Пермское Прикамье, оставил такое воспоминание: «При первом взгляде на Пермскую губернию я заметил, что жители ее более, нежели жители прочей России, сохранили в себе русского духа. Они гостеприимны, радушны; все русское, вытесненное в других местах обстоятельствами и временем, здесь господствует во всей красоте старины заповедной».
Дощеников И. С. «Автопортрет» 2-я половина XIX в.
НОВОУСОЛЬСКИЙ УРОЖЕНЕЦ

В этих местах жил и творил крепостной художник дворян Строгановых Иван Степанович Дощеников (1812–1893).

Владельцы новоусольских соляных промыслов на Верхней Каме, представители династии Строгановых, сохранившиеся в одной фамилии более 500 лет, своей разносторонней деятельностью хорошо известны в истории России. Среди Строгановых немало успешных предпринимателей, государственных и военных деятелей, меценатов и филантропов.

Огромные средства они получали со своих верхнекамских соляных промыслов, где в одной из своих вотчин в с. Новом Усолье отстроили удивительный по красоте каменный архитектурный комплекс с памятниками московского (нарышкинского) барокко первой трети XVIII века, и до конца этого века этот населенный пункт был их главным селением, где располагалось их правление, а в Доме Строгановых постройки 1724 года сегодня работает муниципальный Усольский историко-архитектурный музей «Палаты Строгановых».

Сначала это была слободка (1606 год), затем село Новое Усолье, а с 1918 года – город. В наши дни Усолье входит в Березниковский городской округ Пермского края, крупнейший промышленный центр Западного Урала.

Рисовать он начал рано, и рисовал на чем придется, за что родители его «драли нещадно». Впрочем, потом и учителя его тоже «драли за пачкотню нещадно» – так записал березниковский краевед, директор Усольского краеведческого музея И. Ф. Коновалов со слов 77-летней дочери Дощеникова Раисы Ивановны Горбуновой в 1931 году.
УЧЕНИЕ

Дочь живописца вспоминала: «По словам отца, грамоте он обучался у какого-то мастерового мужика... Граф Строганов несколько раз вызывал его к себе в Петербург, посылал в Москву учиться, но он не поехал: говорит, женился, дети пошли... В Усолье папа был учителем рисования». По другой версии, на учебу в Москву будущий художник все-таки отправился.

В Российском государственном архиве древних актов, в фонде Строгановых, хранятся сведения о том, что Строгановы для церковных работ специально обучали своих крепостных в Москве и Петербурге. Известно также, что по заказу С. Г. Строганова Иван Дощеников объехал наиболее примечательные старинные церкви и копировал иконы для иконостаса Добрянской церкви.

Обучался Дощеников, скорее всего, в иконописной мастерской в своем селе. Документальных свидетельств о жизни Ивана Степановича не очень много, но точно известно, что 37 лет он прослужил в главном управлении Строгановых.
Дощеников И. С. «Помещик и горничная» 1880 г.
СТИЛЬ

Произведениям крепостных художников Урала присущ этакий наивный реализм. У представителей провинциального искусства одним из самых распространенных жанров был портрет. Именно портреты прошлого дают представление о статусе и положении заказчиков. Меньшим спросом пользовались пейзажи. Как правило, заказывались изображения различных заводов для владельцев заводоуправлений и контор.

Скорее всего, Дощеников начинал свой творческий путь как художник религиозной живописи и оставался им на протяжении всей своей долгой творческой жизни. Сохранилась до наших дней выполненная Дощениковым в «народной традиции» икона «Богоматерь с младенцем». Такой стиль делал акцент на мягкости, покое и добросердечии.

Иван Степанович написал 27 икон для иконостаса Добрянской церкви (Пермский край) и сделал роспись купола Ново-Никольской церкви в Усолье. Увы, эти произведения художника утрачены.

Некоторые выполненные И. С. Дощениковым иконы сегодня находятся в действующей церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, построенной в 1735 году в посёлке Орёл Пермского края (по одной из версий, именно из Орла-городка и пошел Ермак Тимофеевич на «покорение Сибири», о чем свидетельствует установленный в центре поселка в 1965 году памятник).
«Игра в дурачки дедушки с внучкой» 1840–1850 гг.
РАБОТЫ

Дощеников известен как автор оригинальных портретов и копий портретов представителей династии Строгановых. Кроме того, им написаны жанровые сатирические композиции.

В непростые времена крепостной художник затронул тематику женской доли при крепостном праве. Одна из таких картин называлась «Игра в дурачки. Дедушка со внучкой» и написана уже после отмены крепостничества.

На первый взгляд, в картине нет ничего предосудительного. Дедушка в свое свободное время играет в подкидного дурака с любимой внучкой. По спускающейся со стола скатерти ползет паук, такой же сухой и страшный, как и старик.

Трагизм происходящего на картине объяснила дочь самого художника Р. И. Горбунова: «Старик Агеев Н. Т., управляющий графа Строганова по Усолью, очень любил «обходить» баских девушек из крепостных. Ни одной не пропустит, старый черт! Жаловаться боялись. Вот его тятенька и высмеял в картине. Девушка – это дочь конюха с графской конюшни. В дурачки играют, здесь другое – паук уже ткет свою сеть для бедной мухи. Все служащие смеялись над картиной. Агеев начал мстить и донес графу. Отца в 70 лет лишили пенсии. Десять лет не получал. Перебивались».

В 1871–1875 годах Иван Степанович, после 37 лет службы в главном управлении Строгановых, получал пенсию в размере 24 рублей. Таким образом, можно предположить, что «Игра в дурачки...» была написана не ранее середины 70-х годов XIX века.

Другая картина – «Помещик и горничная» прямолинейна и поражает своим «черным гротеском» на власть имущих. Живописный колорит в данном произведении практически отсутствует, но сатирический образ отталкивающего вида пожилого, с большими залысинами и седыми волосами помещика, который крадется и протянул уже левую руку к спящей миловидной темноволосой горничной в платье оранжево-красного цвета и белом чепчике, не имеет аналогов в картинах наивного реализма Уральского региона XIX столетия.

Эту картину нашел краевед, директор Усольского музея И. Ф. Коновалов (его имя сегодня носит Березниковский историко-художественный музей, который в 1954 году переехал из Усолья в Березники). По его воспоминаниям, картину он случайно обнаружил в 1930 году у усольского жителя в сенцах дома в слободке Ларьково. Это был покрытый слоем копоти холст без рамы. «Попросив мокрую тряпочку, я протер картину. И сюжет захватил меня», – вспоминал Иван Федорович.

Интересна и картина «Игра купца с гостем в шашки». Полотно имело и второе название – «Сватовство невесты», так как молодой человек должен быть жениться на дочери купца. Дочь Дощеникова Раиса Ивановна вспоминала в 1931 году, что она хорошо помнит эту картину: «Я была еще маленькой, а она висела у нас... Мне 78 лет в сентябре будет». Еще одной сатирической картиной Дощеникова было «Утро лакея», где опрятно одетый мальчик-слуга подметает пол в богатых господских апартаментах.

Жанровые сатирические полотна – исключительное явление в прикамской художественной культуре, поэтому произведения Дощеникова и привлекают нас. Остается только сожалеть, что многие картины нуждаются в реставрации, а полотно «Помещик и горничная» в удручающем состоянии.

Дощеников умер в селе Юричи Соликамского уезда Пермской губернии в 1893 году. Основная часть творческого наследия Ивана Степановича хранится в Березниковском историко-художественном музее им. И. Ф. Коновалова, а также в Пермском краеведческом музее, в Соликамском краеведческом музее, в Свердловском областном краеведческом музее им. О. Е. Клера.

В память о живописце, родившемся в семье крепостного солевара и соленоса Строгановых, ярком представителе провинциального искусства благодарные земляки назвали одну из улиц в микрорайоне Усольский города Березники на правом берегу Камы.
Дощеников И. С. «Игра купца с гостем в шашки» 1840–1850 гг.