История

Смышляевы. Отец и сын


Текст: Марина Демидова, сотрудник ЦГБ им. Пушкина
Фото из архива ЦГБ им. Пушкина

Отец вышел из самых низов и был удостоен звания мануфактур-советника (равное коммерции советнику, такое же имели знаменитые купцы Савва Морозов и владелец Трехгорной мануфактуры Николай Прохоров). Сын отказался от коммерческой карьеры, реализовал себя в гуманитарной области и общественной деятельности, за свои труды был возведен в кавалеры Гроба Господня.

ОТЕЦ (1790–1857) ДВЕ ИСТОРИИ


Дмитрий Емельянович родился и жил в Соликамске до смерти своего отца, имевшего кожевенный и мыловаренный заводы, но разорившегося. Мальчику тогда было всего 9 лет. Ему пришлось работать по найму у соликамских и пермских купцов, в 12 лет ему нашли покровителя из московских купцов. Работая на хозяина, Смышляеву удалось скопить капитал в несколько рублей, который он закапывал в саду, а затем начал хранить сбережения у хозяина. Тому понравилась рассудительность мальчика, и он начислял ему проценты. Благодаря этому, Дмитрию удалось скопить деньги и вернуться на родину. Торговля галантерейными товарами позволила вскоре открыть свечной завод и канатную фабрику в Перми. Начал богатеть, записался в пермское купечество. Его деловые качества оценило местное общество, и уже в 27 лет Дмитрий Емельянович Смышляев был назначен вторым бургомистром, а в 1823–1826 и 1844–1846 годах выбирался городским головой. Звание мануфактур-советника он получил в 1838-м – за проведенную техническую реконструкцию собственной фабрики. Имел он и высочайшие награды: золотые, осыпанные бриллиантами часы, три бриллиантовых перстня и несколько золотых медалей.

Незаурядность личности Дмитрия Емельяновича проявилась в двух житейских историях.



ИСТОРИЯ 1.
В 1812 году в Пермь был сослан известный государственный деятель Михаил Сперанский. Пребывание на Урале было весьма печальным для деятельного человека, которого высоко оценил Наполеон словами, обращенными к Александру I: «Не угодно ли вам обменять этого человека на одно из моих королевств?» Возможно, именно та похвала вызвала гнев императора по отношению к своему ближайшему сподвижнику и привела к ссылке с началом Отечественной войны 1812 года.

Администрация Перми чинила Сперанскому притеснения, возбуждала против него население, мальчишки кричали ему вслед «изменник» и бросали в него камни. Только трое пермяков выражали ему свою симпатию. И среди них – Смышляев. Он даже ссудил ссыльного госсекретаря деньгами – кругленькой суммой в 5 тысяч рублей. Спустя два года Сперанский был освобожден и, прощаясь, сказал своим друзьям: «Если со временем я буду счастлив, то и вы будете счастливы». Вернувшись к власти, Сперанский не забыл Смышляева, но тот отказался от выгодного коммерческого предложения своего бывшего визави.

ИСТОРИЯ 2.
Пожар 1842 года нанес серьезный ущерб городу: сгорело 300 домовладений. Горожане не без оснований обвиняли в тяжелых последствиях полицмейстера Вайгеля – его подчиненные не только из рук вон плохо помогали в тушении пожара, но и отказались предоставить жителям свой пожарный инвентарь. Особенно осуждали Вайгеля за то, что он отпустил без допроса подозрительного «иностранца», задержанного с трубкой пороха, которого горожане подозревали в поджоге. Должность городского головы в то время не давала никаких реальных прав, фактическим хозяином города, располагавшим админресурсом, был именно полицмейстер, подчинявшийся напрямую губернатору. Тем не менее Смышляев добился расследования дела столичной комиссией и отстранения полицмейстера. Сам Смышляев в том пожаре лишился дома, уникальной коллекции старинных книг и рукописей, погибла его переписка с графом Сперанским и минералогический кабинет. Благодаря инициативе городского головы в Перми были построены кирпичные заводы, обеспечившие жителей дешевым кирпичом для восстановления города.

Эти и другие истории записал со слов отца его сын, Дмитрий Дмитриевич Смышляев. Сын пошел по другой стезе – стал исследователем Пермского края, на общественных началах возглавил Пермское земство.


СЫН (1828–1893). ТРИ ИПОСТАСИ



КРАЕВЕДЕНИЕ
Дмитрий Дмитриевич не пошел против воли отца, отказавшему ему в университетском образовании, и помогал отцу в его коммерческих делах. Зато ему было разрешено путешествовать – хотя и с целью изучить коммерческий опыт заграницы. В своем дневнике 23-летний юноша записывает: «Проехал часть Дании, Пруссию, Саксонию, Богемию, Баварию, большую часть германского союза; был в вольных городах Любеке, Гамбурге, Франкфурте; провёл 4½ недели в Лондоне; объехал Англию, часть Шотландии, Францию, был в Барселоне, видел Геную, Ливорно, Пизу, Флоренцию, Рим, Неаполь, Мессину, остров Мальту, Афины, Смирну и Константинополь».

Дмитрий Смышляев использовал путешествие как повод для посещения лекций университетских профессоров, что укрепило его в желании заниматься науками. После смерти старшего Смышляева сын продал все отцовские предприятия и начал профессионально заниматься историей Пермского края, изданием краеведческой литературы, а также переустройством культурной и общественной жизни родного города. Первым плодом его трудов был выход в свет двух томов «Пермского сборника», которые были изданы на его собственные средства в Москве в 1859 и 1860 годах.


À propos, краеведение – это такой термин, который вошел в оборот в советское время и понимался очень упрощенно. Меж тем краеведение – это комплексное изучение территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются сведения из области географии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. Большинство пермских «випов», купцов и промышленников XVIII– XIX веков были активными исследователями Пермской губернии, которая, безусловно, представляет в этом смысле огромный интерес. Недаром труды Пермской архивной комиссии и другие исследования пермяков были многократно отмечены экспертным сообществом и даже приняты за образец.


Наши предки называли Пермскую губернию ни много ни мало – страной. Из предисловия к пермскому сборнику: «Обширное пространство Пермской губернии, характер местоположения, делающего её транзитным краем между Россией и Сибирью, богатство и разнообразие произведений природы и особенности её исторического развития обусловливают собой множество любопытнейших фактов и явлений. Между тем всё то, что напечатано об этой стране, начиная от учёных-путешественников прошлого столетия и оканчивая действиями губернского статистического комитета, далеко не исчерпывает всего предмета» (Д. Д. Смышляев).


В Иерусалиме с 1847 года работала Русская духовная миссия, были возведены русские постройки. Расширить собственные владения России удалось в том числе и благодаря трудам Смышляева, который занялся строительством Сергиевского и Александровского подворий

В смышляевских «Пермских сборниках» публиковались статьи по истории, этнографии, географии, статистике, естественным наукам, сельскому хозяйству, путевые заметки и хроника событий. Они получили развернутые и лестные рецензии в центральных изданиях того времени: в «Современнике», «Русском слове», «Отечественных записках». Один из рецензентов, известный критик Николай Добролюбов, писал: «”Пермский сборник” может служить прекрасным доказательством того, как много может у нас в провинции оказаться дельных и образованных людей, если только представится им случай и удобство обнаружить свою деятельность».


В целях популяризации краеведческих знаний Смышляев ввел в газете «Пермские губернские ведомости» рубрику «Из архивного мира», позднее составив из публикаций сборник. Для примера приведем широту тем: «О высылке французов из России», «О Сибирской язве», «О бывшей в городе Перми тревоге». Именно Смышляеву как издателю принадлежит первенство в публикации о пермском зверином стиле («чудских древностях»), открытом Федором Теплоуховым, а также редких карт Пермской губернии. Смышляев был автором главного источника для пермского краеведения – библиографических трудов «Источники и пособия для изучения Пермского края». Дмитрий Дмитриевич является автором более ста работ, в основном на краеведческую тематику



РУССКАЯ ПАЛЕСТИНА
От занятий по изучению собственного края Дмитрий Дмитриевич был отвлечен болезнью и смертью жены, до этого он потерял и двух своих детей, умерших во младенчестве. Его жизнь сделала поворот – он отправился в первое свое паломничество на Православный Восток, напечатал путевые очерки, перевел книги французского исследователя Палестины Мунка. Он еще раз вернется сюда – после создания в 1882 году Императорского православного палестинского общества, которое назначило его своим уполномоченным. Русское присутствие в Святой земле всегда имело большое значение: православной стране важно было застолбить свое право на эти территории. Возможно, Дмитрий Дмитриевич не собирался возвращаться на родину, потому что накануне поездки продал свой родовой дом городской казне и до конца жизни снимал жилье.





«ЗЕМСКАЯ СМЫШЛЯЕВЩИНА»
Так называлась хлесткая статья, посвященная юбилею Пермского земства, в которой деятельность первого руководителя новой структуры Смышляева подвергалась критике. Меж тем достижения Пермского земства быстро получили известность в стране. Ставили в пример всё то, чего удалось достичь лично Дмитрию Дмитриевичу на этом посту: открытие больниц, школ, библиотек, первого родильного покоя, создание санитарной комиссии, оспенного института, ветеринарной школы, организацию земской статистики, учреждение экономического общества и страхового дела, издание «Сборников Пермского земства», открытие земской типографии. По его инициативе была учреждена Учительская семинария, создана особая дирекция народных училищ. Во всем чувствовался размах личности, опыт и настойчивость Смышляева, необходимые в сложной организационной работе, да и в борьбе с извечной русской бюрократией. Так что не «земская смышляевщина», а «смышляевская земщина» должна называться та статья.
Земство строилось на весьма демократических принципах, Смышляева избирали на этот срок трижды. Последний срок он «не досидел» – попросил об отставке и уехал в «свои палестины». Четыре года в жарком климате, видимо, подорвали здоровье уральца – он вернулся в Пермь, получил должность секретаря Губернского статистического общества. И смог продолжить свою издательскую и краеведческую деятельность. Смерть застала его
за работой над третьим томом сборника «Пермский край».


В целом человек прожил так, как хотел, имея для своих увлечений немалые средства и употребляя их во благо родины. Смышляев во многом был первым – первым председателем губернской земской управы, почетным членом Палестинского императорского общества, первым издателем краеведческой литературы, а также членом десятка научных обществ, кавалером многих орденов, в том числе такого редкого, как орден Гроба Господня.



Семейный склеп отца и сына Смышляевых во Всехсвятской церкви Перми

ПАМЯТЬ О СМЫШЛЯЕВЫХ
Заслуги Дмитрия Дмитриевича Смышляева были оценены по достоинству сразу после его смерти: уже в 1899 году были открыты две Смышляевские библиотеки, в центре Перми и в Мотовилихе. В наше время традицию продолжили, недаром библиотеку имени Пушкина называют Домом Смышляева. С 1990-х стали выходить «смышляевские сборники» – объединявшие под одной обложкой современные краеведческие исследования участников «Смышляевских чтений». В Горьковской библиотеке установлен бюст Смышляева (скульптор Хромов), открыта мемориальная доска на здании Центральной городской библиотеки имени А. С. Пушкина.


Своеобразным памятником обоим Почетным гражданам Перми стал семейный склеп во Всехсвятской (кладбищенской) церкви, построенной на средства Дмитрия Емельяновича. В советское время храм был разорён, засыпана мусором была и усыпальница. В 2003 году по благословению епископа Пермского и Соликамского Иринарха в склепе были проведены археологические раскопки, обнаружены останки Дмитрия Емельяновича Смышляева. Он был похоронен в деревянном гробу, обитом зелёной парчой с золотой нитью и золотой тесьмой. Останков Дмитрия Дмитриевича в погребальной камере не оказалось. Уже через год фамильная усыпальница была реставрирована, установлен мраморный саркофаг, общий для отца и сына Смышляевых. Пример жизни двух неутомимых тружеников многое говорит о нравах того далекого времени, когда любить и уважать свою родину и своих соотечественников было естественным чувством, не подвергавшимся сомнению.