Культура

Золотой ключик Игоря Тернавского

Текст: Искандер Садриев
Фото из семейного архива Игоря Тернавского

Алексей Толстой написал мудрую сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Вообще нам, взрослым, старые сказки надо перечитывать – они многое для нас открывают, чего в детстве не до - ходило. Вот, например, история про Буратино. Он подбежал к очагу и сунул нос в кипящий на огне котелок, но длинный нос Буратино проткнул насквозь котелок, потому что, как мы знаем, и очаг, и огонь, и дым, и котелок были нарисованы бедным Карло на куске старого холста. Буратино вытащил нос и поглубже заглянул в дырку – за холстом на стене было что-то похожее на небольшую дверцу, но там всё было так затянуто паутиной, что ни - чего не разобрать.


У нашего героя Игоря Тернавского, кто помнит, был довольно длинный нос. И он часто совал его, по мнению многих, куда не надо. А куда надо, не совал. «Получи ты, наконец, приличное образование! – убеждали его домочадцы. – И приличную профессию!» И он после службы в армии поступил в политехнический. Но дверца, затянутая паутиной, не отпускала своей тайной. И он и в политехе не прекращал в нее стучаться.

Диплом в политехе он, в конце концов, получил. Добил. Как Буратино – взял азбуку под мышку, принес родным: «Вот вам, получил я приличную специальность. Всё? Вопросов нет?» И продолжил стучать в дверь, пока еще не затянутую паутиной.

Тернавский пошел на сцену. То есть на нее он пришел гораздо раньше, лицедействовал как мог. И в театральный институт поступал, где из-за маленького роста его сразу отсеяли. Пытаясь вырасти, на турнике вниз головой болтался. Но – не вырос!


А в институте был популярен. Как артист. В политехническом институте был СТРЭМ – студенческий театр эстрадных миниатюр. Почему в аббревиатуре буква «р» вписалась – трудно сказать. Тернавский говорил, что для звучности. Потом в программках театра значилось: «Это не единица физического типа “ангстрем”, и не организация, что стоит “на стрёме”». СТРЭМ – и всё.

До того, справедливости ради сказать, в горном институте, предшественнике нашего политеха, тоже был театр с аналогичным названием. Некоторые его участники здравствуют до сих пор. Но помнят о том только они сами. А с приходом в политех Тернавского СТРЭМ заблистал с невиданной силой. Студенты из других вузов ломились на концерты с их участием. Я, первокурсник, тщетно пытался пробраться в зал, когда они выступали.
Годовщина театра СТРЭМ. 1995 год. На фото слева направо: Валерий Захаров, Валерий Карцев, Игорь Тернавский, Наталья Иванова, Искандер Садриев

Политех тогда талантливых лицедеев поощрял. В том смысле, что к ним вполне лояльно относился ректор ППИ, незабвенный Михаил Дедюкин. О нем, нашем первом ректоре, можно вообще многое написать. Горный инженер, участник Великой Отечественной войны и создатель Горного института, а затем и ППИ, построивший комплекс политеха за Камой. И при этом всячески поощрявший художественную самодеятельность. И при этом же, заваленный грудой дел, он мог прийти на репетицию нашей студенческой команды КВН – игры, только-только начинавшейся.

А КВН, так вышло, взял в свои руки Игорь Тернавский. Компания к тому времени тогда под его рукой собралась неслабая. Это были звезды не только нашей студенческой сцены, а вообще в студенческих кругах люди известные – Алик Цивес, Юра Иванов, Валера Карцев, Алик Залилов, Валера Половодов, Наташа Иванова и другая Наташа – Вайнгартен. А еще Арнольд Рубин, Саша Соловьев… Кто-то хмыкнет: тоже мне артисты! А я напомню, что именно из тех студенческих коллективов вышли и Марк Розовский, и Григорий Горин, и Геннадий Хазанов, и Аркадий Арканов, и… Да что там перечислять! Сами назовите, и попадете в точку. Многие из них не стали выдающимися инженерами, врачами – ну и слава богу. Лучше знаменитый лицедей, чем захудалый доктор.


Новый виток жизни Тернавского ознаменовался тем, что он стал работать художественным руководителем Дворца культуры Дзержинского (сейчас – Дворец молодежи). Тернавский там собрал ансамбль под названием «Здравствуйте!». Это у него осталась память о песне прежних лет: «Здравствуйте, здравствуйте, СТРЭМ встречает вас!» И певцы у него были самые знаменитые в городе: Володя Богомолов, Радик Калинин, Женя Масюкова… Раньше они больше по «кабакам» работали – да и где еще было заработать? Вспомните, откуда вышли Лайма Вайкуле, Анне Вески, Александр Малинин, Ренат Ибрагимов и… имя им – легион.


Вот и наши пермские звезды охотно пошли под крыло Тернавского. Причем он не давал им петь что попало. Помню, как Игорь поставил программу на тему песен Высоцкого: «А сыновья уходят в бой», «Кто сказал, что земля умерла», «По нескошенным тропам проносятся лошади…».

С этими вот делами Тернавский и его «Здравствуйте!» поездили по области. Но это было не совсем то (вернее, совсем не то), чему он хотел себя посвятить. Театр – вот на чем он был зациклен. И Игорь объявил прием в студию, которая потом получила название «Арлекин».
Одна ты мать нам, студия, на всех,
Мы все – чернорабочие искусства…
Это начало текста гимна «Арлекина», но он был мною сочинен по заказу Тернавского позднее, когда студия уже более-менее сформировалась. А в самом зародыше мы с Валерой Половодовым присутствовали на смотре-отборе будущих «арлекинов». Мы разглядывали этих желторотых мальчишек и девчонок, даже близко не представляя, что и кто из них когда-нибудь получится. Врать не буду, все ли из тех, кого перечислю, тогда «засветились» у Игоря. Но точно помню Толю Пичкалёва, Борю Мильграма и Володю Сорокина. Был ли тогда Лёва Катаев – не уверен. Но он вскоре появился, точно. Еще был Валера Картазаев, Додик Зубер. Да, и конечно, Боря Ваганов, Люда Софьина. Или она уже позже пришла? Вот точно знаю, что незабвенный Женя Глядинский позже появился в «Арлекине». И стал таким же любимчиком Тернавского, как и в СТРЭМе Валера Карцев.
Тут я должен попросить прощения у глубоко мною уважаемого Левы Катаева, Льва Борисовича, нынешнего художественного руководителя театра «Арлекин».Любимчики любимчиками, но Лева был подлинной звездой театра. Он сыграл главную роль в «Бумбараше». Впрочем, об этом позже.


Сценарий «Бумбараша» Игорь прочел, когда ушел в художественные руководители ДК Гагарина. И вот – постановка «Бумбараша». Тернавский говорил, что одноименный фильм с Золотухиным он специально не стал смотреть – чтобы не заморачиваться над чужим прочтением идеи. Многие, кто видел «Бумбараша» Тернавского, спрашивали: «А почему так? И не так?» Да потому, что Игорь видел так, а не этак.

Замечательным Бумбарашем стал Лёва Катаев. Золотухина в этой роли, думаю, Катаев видел, но, уверен, ему не стыдно за то, что он сыграл когда-то.

О Бумбараше и Катаеве мы еще вспомним. А пока – о смелом эксперименте Тернавского. Как в известном фильме: «А не замахнуться ли нам на… Василия нашего, Шукшина?».

Вокруг Игоря образовалась компания влюбленных в юмор и сцену ребят. Два-три спектакля, и они загремели не то что на наш институт, на всю Пермь!

Тут надо напомнить, кем был тогда Василий Шукшин. Его популярность была сродни славе Владимира Высоцкого, чей голос звучал из всех форточек и во всех магнитофонах. В то время Шукшин был как неожиданный глоток свежего воздуха, как, простите за высокопарность, припадание к народному роднику. Его герои, «чудики», вышли из народа, среди которого он жил. Я не литературовед, и не мое дело исследовать феномен Шукшина. Но скажу одно: под обаяние попадали решительно все. И Тернавский тоже.
Но Игорь не был бы Игорем, не задумай он очередной свой художественный выкрутас. Он решил не просто поставить спектакль по нашумевшим произведениям Василия Макаровича, а по двум, совершенно по стилистике разным. Одно – сказка-притча «Как Иван-дурак за счастьем ходил». Другое – «Точка зрения». Только Игорю могло показаться, что эти два произведения перекликаются. И он пригласил нас с Валерой эту «перекличку» сочинить. Мы с Половодовым переглянулись, дивясь очередному «бзику» Игоря, и взялись «за Василия нашего, Шукшина».

Валера, постарше и поопытнее меня (да и Тернавского дольше знавший), все же высказал серьезные сомнения в жизненности предложенной идеи. На это Игорь отреагировал в своем духе («Шашки» – наголо!) и поставил спектакль по Шукшину.
В начале его премьеры ко мне подсел знакомый чекист. Посмотрев пару сцен, он наклоняется к моему уху и шепчет:
– А вообще-то пьеса о чем?

Я ему:
– Ты смотри, сам поймешь.
А он:
– Так что тут поймешь… Вот Окуджаву знаешь, да? – о чем ни пишет, а всё – долой советскую власть. И Тернавский, мне сказали, всё на ту же тему…

Я не театральный критик, не мне судить, насколько удачным был тот спектакль. В нем участвовали «арлекины», набранные в новый театр Тернавским. Но замечательной находкой стал главный герой – Лёва Катаев. То есть находкой он был для нас, зрителей, Тернавский давно раскусил в нем талант. И талант этот развернулся в полной красе в спектакле по Шукшину. Известный столичный критик Анатолий Смелянский в журнале «Театр» на самые превосходные оценки его игры не скупился. Ну а мой знакомый чекист – уж не знаю, что он написал в своем отчете начальству, но хохотал и аплодировал, как и весь зал.

И. Н. Тернавский в роли Короля Лира в одноименном спектакле в Театре кукол

Ну а теперь, наконец, про «Бумбараша». Как я уже говорил, Тернавский фильм с Золотухиным в главной роли не смотрел. Поэтому у него трактовка этой вещи была своя. Не бесспорная. И конечно, блестящие работы киноактеров из фильма «давили» на восприятие. И Лёвка, и Яшка, и Гаврила – пусть их играли талантливые Пичкалёв, Городинский, Мильграм, – до тех, что в кино, не дотягивали. И даже Софьина в роли Софьи-атаманши… Но! Был Бумбараш – Лёва Катаев. И все получилось.

Я мало что понимаю в режиссуре. Но, по-моему, залог успеха любого постановщика – в том, что для него нет авторитетов, какими бы выдающимися они ни были. Да, «Тевье-молочник» в театре Вахтангова – замечательный. Но Марк Захаров у себя в «Ленкоме» увидел другого Тевье, не такого, каким сыграл его Ульянов. И Леонов нас потряс не меньше Ульянова. Не молиться на авторитеты, ломать стереотипы – в этом и есть смысл режиссерского мастерства, разве не так?

Творческие поиски далеко не всегда встречают поддержку. Над ними порой иронизируют, а то и издеваются. Что весьма наглядно показала история с другим «Бумбарашем» Игоря Тернавского – цирковым. И тут надо рассказать, какие путидороги привели театрального режиссера Тернавского в цирк.


Окончание очерка о жизни Игоря Тернавского читайте в следующем номере журнала ПЕРМЬ.