Культура

10 секретов пермского ТЮЗа

Текст: Светлана Федотова

Секреты нашего города в основном спрятаны за километровыми бетонными заборами. Других тайн мало: все загадочные подземные ходы города на поверку оказываются дореволюционными канализационными коллекторами. Тем не менее есть места, где все время что-то происходит и одно связано с другим незримыми нитями. Пермский ТЮЗ находится именно в такой зоне, на пересечении силовых линий города, которые и формируют его ткань. Возможно, поэтому здесь случилось редкое для Перми событие: новую сцену театра не только спроектировали, но и достроили!
Вспомним десятилетия хождений по мукам художественной галереи и театра оперы и балета только затем, чтобы сообщить: на всё про всё, от подписания соглашения до завершения большой стройки и облагораживания территории, ушло менее трех лет. Этот ларчик открывается просто: деньги на строительство новой сцены ТЮЗа в рамках соглашения о социальном и экономическом сотрудничестве с Пермским краем выделила компания ЛУКОЙЛ. Другой секрет успеха тоже очевиден: просьба губернатора Пермского края Дмитрия Махонина. Вернее, так: он подсказал большой федеральной компании, какой подарок хотела бы получить Пермь на 300-летие. И всё получилось, притом что подводных течений разной природы было более чем достаточно. Да и место, как уже было сказано, непростое, со своими тайнами. Здесь есть даже свое привидение.
1. «Дом с привидением» – так на некоторых туристических сайтах озаглавлены тексты об этом здании. Пермский ТЮЗ, улица Екатерининская, 68, – эта информация, как не сильно важная, подается в скобочках.

Якобы по ночам в доме «сам по себе» включается свет, слышится звук шагов и скрип дверей: женщина в старинном платье иногда проходит по темным кори дорам. Еще говорят, что у актрис пропадают красивые платья.

Версия у всех одна: это бывшая владелица дома Елизавета Ивановна Любимова, вдова купца 1-й гильдии Ивана Ивановича Любимова, одного из богатейших людей Перми. После революции особняк и все имущество ее было национализировано: бывшая благодетельница, построившая в числе прочего Вдовий дом для женщин, оставшихся без попечения, сама оказалась на улице.

Рассказывают, что иногда ее пускал в сторожку рядом с ее бывшим особняком сторож, пока ему не запретили; что видели ее часто на Архиерейском кладбище. Осенью 1918 года Любимова исчезла, якобы отдав рубиновый браслет с бриллиантами кладбищенскому привратнику за обещание ухаживать за дорогими могилами.
Дом Любимовой [1932]
2. Проект особняка Любимовой, который был построен в 1902 году, сделал очень известный пермский архитектор Александр Турчевич с красивым и запоминающимся отчеством Бонавентурович. Bonaventura в переводе с латинского или итальянского языка означает «счастливый жребий». Удача действительно сопутствовала ему: в Перми по проекту Турчевича построены дома Мешкова, Грибушина, Тупицыных, церковь Марии-Магдалины и многие другие, которые сегодня являются украшением города, его визитными карточками. Пермь, прежде ценившая больше всего в здании вместительность и удобство, полюбила замысловатые изгибы декора Турчевича, которые пре вращали дом в изящную шкатулочку.

Примечательно, что в Пермь будущий архитектор приехал в составе актерской группы и даже пытался организовать антрепризу, но дело не пошло и пришлось «уходить» в архитекторы, чтобы были средства на жизнь, благо образование позволяло.

Как бы он был удивлен и наверняка обрадован тем фактом, что здание, кото рое проектировалось и строилось как жилое, в советское время было передано театру! Более того, постановка «Горе от ума», которой в 1884 году руководил Александр Турчевич, только-только приехавший в Пермь, в ТЮЗе тоже идет.
Пермский областной театр юного зрителя [1984]
3. В советское время изменилось не только назначение дома, но и его адрес: улица на короткое время получила имя Троцкого, чтобы затем надолго стать Большевистской.

После национализации здесь располагались разные государственные органы, в том числе и такие влиятельные, как гор ком ВКП(б) и ВЛКСМ, – об этом сообщает справочник по городу Перми 1933 года. Десятью годами ранее здесь находились такие экзотические структуры, как Меж дународное общество помощи борцам ре волюции, заключенным в тюрьмы, «Долой неграмотность!» (ОДН).

Одна из самых коротких, но ярких страниц этого здания связана с деятельностью треста «Уралнефть» – эта структура была создана после сенсационного открытия в Прикамье месторождения нефти в 1929 году.

Алексей Нерослов, начальник музея пермской нефти:

– В январе 1930 года трест «Уралнефть» перебазируется из Верхнечусовских Городков в Пермь и размещается в бывшем особняке вдовы пароходчика Елизаветы Любимовой. Упокойного коммерции советника Ивана Любимова, кстати, была когда-то доля в нефтяном бизнесе на Апшероне, а сошедшие со стапелей любимовского судостроительного завода морские паровые «шхуны» (нефтеналивные танкеры) «Минин» и «Князь Пожарский» бороздили просторы Каспия.

Остатки дубового паркета в нынешнем здании Театра юного зрителя (предмет особых охранных обязательств) могут помнить «красного академика» Ивана Губкина. Светило советской нефтяной геологии бывал здесь минимум дважды: 5 января 1930 года участвовал в первом заседания правления треста «Уралнефть» в Перми, а в июле здесь же, в тресте «Уралнефть», вместе с коллегой-академиком Андреем Архангельским (отцом основателем геологического факультета в Пермском госуниверситете), представлял на областном съезде геологов-нефтяников правительственный план поисков нефти и газа в районах Урало-Поволжья.
Пермский государственный драматический театр [1970-е]
4. Пермский драматический театр, до этого много лет скитавшийся по разным местам и районам города, въехал в это здание только в 1948 году. Дом Любимовой перед этим капитально отремонтировали: реконструкция включала и специальную переделку под театр.

Отметим только двух актеров, которые играли в Пермском драматическом театре в то время: это Марк Захаров, приехавший по распределению по окончании ГИТИСа, и Георгий Бурков. Первый стал знаменитым столичным режиссером, художественным руководителем великого «Ленкома», а второй стал знаменитым народным киноартистом, воплотив собой узнаваемый образ «спившегося интеллигента». Оба в своих воспоминаниях говорили о веду щей роли Перми и «школы провинциального актера» в их взлете.
5. Следующий этап Дома Любимовой наступил в начале 1980-х, когда в Перми произошла «большая театральная рокировка»: наконец-то было достроено огромное, современное театральное здание в новом центре города, на эспланаде. Драматический театр переехал туда, а театр юного зрителя, до этого деливший сцену вместе с кукольным театром, получил Дом Любимовой. Здание снова было капитально отремонтировано: в том числе в старинном особняке заново отреставрировали паркет, лепнину и печи с изразцами, а стены дома получили элегантный синий цвет. В ТЮЗ стали ходить не только на спектакли (хотя в первую очередь на них – художественный руководитель ТЮЗа с 1982 года Михаил Скоморохов вдохнул новую жизнь в театральную сферу города), но и для того, чтобы посмотреть на восстановленные интерьеры.
6. Здание, где в 2023 году расположится малая сцена ТЮЗа (ул. Пермская, 66), всё это время жило своей, не менее насыщенной жизнью. С домом, где находится главная сцена ТЮЗа, их роднит то, что принадлежали они в свое время богатейшим в городе купцам, имена которых и сейчас на слуху. Братья Каменские, как и Любимов, владели пароходами, большим количеством недвижимости и активно занимались благотворительностью. Краевед Владимир Гладышев пишет, что «это здание в 80-х годах XIX века пароходчики братья Каменские подарили Мариинской гимназии. Потом гимназия съехала, и в здании разместилось уездное земство».
7. Пермь в первые годы советской власти испытывала острый дефицит в гостиницах, и в здании открылся Дом крестьянина, в июне 1931 года переименованный, со гласно линии партии, в Дом колхозника. Исследователь Ольга Яковлева нашла документы, в которых сказано, что в этой гостинице были 200 коек, заезжий двор на сто лошадей с подводами, столовая, буфет и зрительный зал для культпросвет работы. Последний, согласно документам, в летнее время превращался в общежитие. Впрочем, культпросвет работа явно буксовала как из-за текучести кадров в связи с «тяжелой и нервной работой», так и большого количества «ночующих» (так в документах. – Прим. С. Ф.), которые занимали зрительный зал.

Гостиница, расположенная неподалеку от рынка, который тогда находился на месте Октябрьской площади, пользовалась огромным спросом не только среди колхозников и крестьян-единоличников, которых выделяли в отдельную категорию, но и среди служащих, командировочных и рабочих.

В войну в Доме колхозника расположился филиал эвакогоспиталя №2517.

В дальнейшем здание стало жилым и получило народное название «длинный дом», потому что занимало почти квартал.

Дом колхозника уже в 1980-е годы представлял собой «воронью слободку» – давно не ремонтированное здание стало своеобразным «гнилым зубом» города. Особенно заметно это стало в 2010-х, когда возникла идея сделать Пермскую улицу пешеходной. Проблемой было и то, что вокруг бывшего Дома колхозника стихийно организовался общественный туалет, и то, что называется «тихий ужас»: множество строений в аварийном состоянии. Всё усугубилось весной 2015 года, когда в здании случился пожар и оно стало непригодно для жизни.
8. Однажды мэр Перми Дмитрий Самой лов и директор ТЮЗа Артём Агеев вместе обходили территорию вокруг театра: много лет обсуждалась тема пристроя помещения под репетиционный зал, но всё буксовало из-за множества причин.
– Что маяться! – сказал мэр города, показывая на сгоревший дом. – Может, здесь?

Артем Агеев:
– На первый взгляд эта история выглядела и невозможной, и нереальной. Но стали думать, и чем дальше – тем больше находили плюсов.

Так что еще одна тайна новой сцены объясняется просто: идея пришла во время разговора. Острую задачу, кото рая стояла перед управлением города, и тяжелейшую проблему театра оказалось возможно решить, объединив их. часть той огромной работы,
9. Большая часть той огромной работы, которая была проведена, относится к числу невидимой: например, огромное количество бетона было вложено не только в котлован – пришлось укреплять большинство зданий в округе, в том числе Дом Любимовой. Оказывается, в Доме колхозника, который пять лет простоял бесхозным, в подвале была течь и фундаменты близстоящих зданий стало размывать.

Еще одна тайна: когда стали готовить документацию для строительства малой сцены, то выяснилось, что это не один дом, а три, которые стоят рядом. Темно-зеленый цвет стен дома на Пермской, 66, тоже оказался не «родным»: историческая окраска была ближе к персиковому оттенку. Причем два дома одного цвета, а третий – другого. Решено было восстановить первоначальный облик, поэтому малая сцена ТЮЗа получилась разноцветной.

Кроме того, внешне, со стороны фа сада на улице Екатерининской, здание по-прежнему выглядит двухэтажным, но на самом деле в нем теперь пять этажей общей площадью 4500 кв. м.

В двух подземных этажах расположилась вся механика, насосы, электроника, гардероб, туалет и склад. На первом и втором этажах – зрительный зал, гримерная, большое зрительское фойе. На третьем, мансардном этаже – костюмерный и художественный цеха, пошив лег ких декораций и почти 500 тонн оборудования. Механика сцены, в числе прочего, включает 100 прожекторов и 70 подъемно опускных устройств.

На вопрос, что дает такое количество уникального оборудования, директор ТЮЗа Артем Агеев, на секунду замешкавшись, ответил:

– Мы теперь можем всё! Любое решение, нужное для спектакля, мы способны осуществить. Захотим, чтобы пошел снег – он пойдет везде, даже в зрительном зале. Более того, сцена у нас теперь может быть в любом месте. В том числе предусмотрено решение, что это пространство может превратиться в торжественный бальный зал. На сегодня ТЮЗ, вероятно, самый технически оснащенный и самый современный театр в Пермском крае, а может быть, и во всем Приволжском федеральном округе.
10. Еще один сюрприз, который ждет пермяков: театральный променад – сквозной проход между улицами Пермской и Екатерининской. Пространство между основной и малой сценами ТЮЗа облагорожено так, как, наверное, нигде в Перми. Главной фишкой этого места стал огромный, 16-метровый стеклянный атриум, соединяющий два здания. Этого уникального инженерного сооружения не было в первоначальном плане, решение возникло по ходу стройки. В итоге 120-тонную конструкцию изготовили в Беларуси, откуда транспортировали в Пермь. Остальные работы, в том числе художественную ковку, делали лучшие пермские мастера. Теперь здесь – особое пространство с кафешками, скамейками, арт-объектами. Есть даже венецианская гондола – как символ несбыточной мечты, которая была такой до поры до времени, а потом взяла да осуществилась.