История

Пермская галерея. Коллекция Запада на границе Востока

Текст: Игорь Мартынов, главный научный сотрудник Пермской художественной галереи, кандидат искусствоведения


В 2013 году в Англии наследники первого английского премьер-министра, лорда Роберта Уолпола, решили устроить выставку-реконструкцию художественного собрания их знаменитого предка. Большая часть собрания Уолпола, приобретенного в 1778 году российской императрицей Екатериной II, находится сейчас в коллекции Государственного Эрмитажа. Однако немало картин за двухсотлетнюю историю не только сменили музейную прописку, но и в процессе своих странствий теряли принадлежность к художественной школе и даже имена своих создателей.

Инвентарные номера, имевшиеся на оборотной стороне пермской картины «Аполлон и Дафна», изображавшей сцену по мотивам «Метаморфоз» римского поэта Овидия, помогли установить ее прямую причастность к собранию британского премьер-министра. В свою очередь, каталог Горация Уолпола, младшего сына премьер-министра, указал имя автора картины и дал точное описание интерьера дворца, где она была выставлена. Таким образом, история временного возвращения в Хоутон-холл ознаменовалась для картины из собрания галереи обретением авторства, а выявленные документы и материалы сформировали увлекательную историю, достойную книжного сюжета.

Принц Уэльский, Михаил Пиотровский, Тьерри Морель, 2013, Houghton Hall

Собрание западноевропейского искусства Пермской художественной галереи– одно из самых значительных за пределами столиц. За столетнюю историю здесь сложилась коллекция, в которой представлены произведения, украшавшие ранее царские дворцы в Петербурге и Павловске, особняки фамильной аристократии (Мусины-Пушкины, Строгановы‚ Орловы, Абамелек-Лазаревы). Есть картины из коллекций известных купцов и промышленников (Щукины, Брокар), а также предметы искусства, принадлежавшие собирателям из среды русской интеллигенции (Бенуа, Габричевские). Имеются произведения‚ принадлежавшие коллекционерам советского времени (Е. Ф. Вишневский). Формирование и изучение этого собрания происходило поэтапно.

ДЖ. Б. Кьяри. Картина "Аполлон и Дафна" 17в. Собрание Пермской художественной галереи

В ранние годы существования художественного отдела в составе Пермского научно-промышленного музея (1902–1918) удалось собрать незначительное количество произведений. Причина не только в ограниченности средств, которыми располагал музей на начальном этапе своей истории. В городе Перми и губернии в целом не успели сложиться традиции коллекционирования среди аристократов, представителей промышленного и банковского капитала, чиновников и в интеллектуальной среде (преподавателей, ученых и т. д.). Поэтому процессы благотворительности и содействия музейному делу, столь широко повлиявшие на судьбы музеев в Москве и Петербурге и других крупных промышленных и культурных центрах, в Перми не получили широкого развития. Несмотря на эти обстоятельства, данный этап был важным с точки зрения перспективы статуса музея, поиска путей преодоления собраниями региональной замкнутости.

Объективные факторы в годы военного коммунизма и в начале 1920-х пытались компенсировать революционным энтузиазмом. На это указывают экзотические источники поступления: клуб в поселке Всеволодо-Вильва, пермский рабочий факультет, пермский клуб ученых.  «...Музейные работники рыщут по реквизиционным комиссиям , железнодорожным тупикам, складам отделов снабжения и продуктораспределения, губтрамотам, военным и всяким иным»,– вспоминал об этом времени Николай Серебренников, директор галереи.

Постепенно, шаг за шагом, вместе с другими собраниями музея коллекции искусства Западной Европы начинают обретать достойное место в экспозиции музея, представившего зрителям свои собрания в здании Архиерейского дома. В статье «Как в пять лет организована художественная галерея» Серебренников отмечает: «Так из ничего общей помощью и усилиями к 1925 году галерея развернулась уже в 25 залах. После улучшений и пополнений за последние годы здесь теперь находятся образчики западноевропейских живописных школ, графические произведения, знакомящие со всеми главными моментами западноевропейской гравюры; коллекция фарфора показывает все русские художественные заводы, а также лучшие заграничные фарфоровые производства: Берлин, Севр, Веджвуд, Сакс…»

Николай Серебренников (второй слева), Игорь Грабарь (в центре). 1925

Во второй половине 1920-х годов пополнение как отечественного, так и зарубежного собрания осуществлялось через передачу произведений из Государственного музейного фонда. Наметившиеся ранее направления комплектования искусства Западной Европы закрепились и обрели структурное значение. Важную роль в этом процессе сыграл Игорь Грабарь – художник, историк искусства и организатор музейного дела в СССР, возглавлявший ГМФ с 1918 по 1927 год. Посетив Пермь в 1925 году и ознакомившись с коллекциями музея, он деятельно поддержал стремление ее молодого директора, Николая Серебренникова, сформировать собрание, способное масштабно решать как научно-художественные, так и просветительские задачи на новом этапе истории отечественной культуры. Хранящиеся в архиве галереи документы свидетельствуют, что в лице Серебренникова Игорь Грабарь нашел активного сторонника своих идей строительства музейной системы, открытой всему обществу.

Кабинет Карло Маратты в Хоутон-Холл

В Государственный музейный фонд поступали национализированные художественные ценности из дворцов, особняков и усадеб. Затем они распределялись в музеи по всей стране. В Пермский музей из ГМФ в 1920–1927 годах поступило 20 картин, 5 скульптур, более 250 рисунков и гравюр художников, представляющих различные художественные школы, стили и направления европейского искусства. Несомненно, благодаря профессиональной компетенции Игоря Грабаря и его стремлению поддержать процесс становления нового музея удалось не только пополнить собрание искусства Западной Европы, но и придать ему совершенно новый статус. От вещей случайных, часто без установления авторства и лишенных истории бытования, коллекция сделала решительный шаг к формату, представленному ключевыми персоналиями художественных процессов (Я. Йорданс, «Павел и Варнава в Листре» – приобретена в собрание Императорского Эрмитажа в 1762 году из собрания саксонского министра, графа Г. Брюля;М. де Хондекутер, «Птичий двор» – находилась в собрании Г.Орлова; А.Карлиери, «Крещение римлян апостолом Петром» – из знаменитого собрания князей Барятинских в тамбовской усадьбе Марьино) и этапными страницами истории отечественного коллекционирования.

Якоб Йорданс. "Павел и Варнава в Листре"

Сегодня приходится только удивляться энергии и интуиции молодого коллектива под началом Серебренникова. В бурном калейдоскопе социально-политических событий, среди огромного числа директив и постановлений в области культуры и музейного дела сотрудники галереи научились профессионально решать сложные задачи комплектования, изучения и экспонирования произведений. Были найдены жанрово-тематические и стилистические точки стабилизации коллекции, основываясь на которых галерея показала посетителям в 1930 году собрания голландского, фламандского и итальянского искусства.

Политика открытости и доступности художественных собраний сформировала повестку поиска и освоения форм просветительской работы: экскурсии, встречи, специальные занятия для различных групп музейных посетителей. При чрезвычайной ограниченности штата, отсутствии профессионалов (их и в столице было мало) огромная роль возлагается на библиотеку. Она становится важнейшей точкой роста музея, обеспечивая возможность самообразования и формирования профессиональной культуры сотрудников. Представленный посетителям галереи в нынешнем, юбилейном году выставочный проект «Жак Калло – гравёр эпохи мушкетёров» позволил выявить и описать один из примеров указанной стратегии. В конце 1920-х– начале 1930-х годов коллекция галереи пополняется пятнадцатью произведениями Жака Калло (1592–1635) – одного из крупнейших мастеров искусства гравюры. Хронологически совпадая, в библиотеку галереи поступает многотомная «История живописи всех времён и народов» (1907–1917) Александра Бенуа. На тот момент это одно из самых авторитетных исследований в отечественном искусствоведении. В разделе, посвященном искусству Франции XVII века, имеется большая глава о творчестве Калло. Одновременно с этим изданием (устанавливается по номерам поступления) в библиотеке появляется и богато иллюстрированная книга французского исследователя Пьера Плана «Жак Калло» (1924). Перевод французского источника дополнен большой статьей Алексея Сидорова – одного из крупнейших знатоков истории графики. Таким путем формировалась база для изучения коллекции и создания условий профессионального роста для сотрудников музея.

Ян Саделер. Изгнание из Рая. Гравюра по живописному оригиналу Мартина де Воса (1532-1603)

Коллекции, начало формирования которых было положено в 1920-х годах, не только были сохранены и приумножены в последующие годы. В последние годы экспонаты собрания западноевропейского искусства Пермской художественной галереи были востребованы в крупных региональных выставочных проектах –  «От караваджизма до импрессионизма» (музеи Екатеринбурга, Кирова, Перми, Омска, Тюмени, 2005 год). Участвовали в выставках российского масштаба –  «Якоб Йорданс. Картины и рисунки из собраний России» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва, 2019 год). Отметились присутствием в крупных международных проектах: «Возвращение в Хоутон-холл» (Великобритания, 2013 год).

Впереди галерею, будем надеяться, ждет встреча с новым домом для ее коллекций. Выставки юбилейного года – это не только показ имеющихся собраний, но и поиск новых форм работы со зрителем, стремление представить свои коллекции во взаимосвязи с другими институциями культуры: библиотеками, музеями и частными коллекционерами. Знаменательно, что в этом хлопотном процессе подготовки к переезду и организации новой экспозиции колоссальную помощь галерее оказывает Всесоюзный художественно-реставрационный центр имени Игоря Грабаря. Картины старых мастеров под чуткими руками профессионалов высочайшего уровня снимают патину потемневшего лака и избавляются от некорректных правок. Скальпелю и химическим реактивам предшествует важный исследовательский этап: химический анализ грунта и красок, фото в инфракрасном цвете и рентгеновских лучах. И здесь реставратора и исследователя ждут настоящие открытия. На произведении неизвестного нидерландского художника XVI века «Изгнание из Рая» была обнаружена фигура Бога-отца, скрытая поздними записями. Данная деталь стала ключом к поиску автора и выявила драматические страницы бытования картины в сложных идейно-религиозных противостояниях эпохи Реформации и Контрреформации.

Неизвестный художник. Картина. Грехопадение. Собрание Пермской художественной гралереи

Знаменитый искусствовед Михаил Алпатов как-то высказал мысль, что «многие открытия ждут исследователя не в архивах и хранениях музейных коллекций, но в музейных залах». Сказанное вполне справедливо можно отнести к собранию западноевропейского искусства Пермской художественной галереи. Собранные и сохраненные художественные сокровища– это не только прошлое искусства. Стараниями нескольких поколений реставраторов, хранителей и искусствоведов галереи они стали живой памятью, помогающей нам и сегодня искать путь к прекрасному.



***
Серебренников Николай Николаевич (1900–1966) – собиратель основных коллекций Пермской государственной художественной галереи, в том числе одной из уникальных – пермской деревянной скульптуры, историк искусства Урала и Прикамья, организатор и первый председатель пермской организации Союза художников, в 1925–1949 гг. – директор галереи, в 1949–1960 гг. – главный хранитель галереи, общественный деятель.
***
Грабарь Игорь Эммануилович (1871–1960) – советский художник, искусствовед, музейный деятель, профессор и педагог. Академик Академии художеств СССР и Академии наук СССР.