Мнения

Мюзикл и его новая жизнь в России

Фото: Арсений Плешаков

Жанр мюзикла считается легким для восприятия, однако он невероятно сложен в создании и воплощении. Команда постановщиков должна найти эффектные и эффективные решения, чтобы передать зрителям смысл произведения в яркой, понятной форме, а артисты – безупречно владеть мюзикловой манерой пения, искусством драматической игры, разностилевой хореографией.
Как складывается ситуация с жанром мюзикла в нашей стране? Признаться, плачевно. «Русского мюзикла» как такового не существует – есть только отдельные попытки его создать. Несомненно, сегодня в музыкальных театрах России можно найти успешные мюзикловые проекты: я с интересом слежу за тем, что делает Дмитрий Богачёв и его театральная компания «Бродвей Москва»; в репертуаре Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии есть прекрасный золотомасочный «Бал вампиров». Но речь не об этом. Речь именно о российском национальном мюзикле.
Часть музыкальных театров – принципиально или не принципиально – не вкладываются в авторский материал и покупают франшизы мюзиклов США, Франции, Германии. Часть театров пробуют создавать что-то свое, но иногда слишком сильно опираются на трафаретные формы и заимствования, остаются в рамках «матрицы», то есть однообразных, предсказуемых схем в сюжете и музыке. Любовная история, напряжение, конфликт, схватка – и tutti, хэппи-энд. Это и есть «матрица» мюзикла – определённый набор компонентов. Всё это, как правило, скучно слушать, читать, смотреть.
У русского мюзикла могут и должны быть другие устройства, но для этого нужно по-настоящему сочинять, нужно попробовать выйти за пределы «матрицы». В музыкальном театре – и, я думаю, в этом главная точка роста – должна быть сильная режиссура, потому что каждый раз нужно изобретать новый композиционный приём, новый композиторский ход, новый музыкальный жанр. Как доказывает мой личный опыт, здесь огромную роль может сыграть не только режиссёр, который с самого начала создаёт мюзикл вместе с композитором и либреттистом, но и художник-постановщик, и балетмейстер. Потому что содержанием мюзикла не всегда является только его музыкальный ряд или вокальное исполнение – иногда это картинка, иногда хореографическая форма, в которую всё помещается, и так далее.
Пермский академический Театр-Театр занимается жанром мюзикла уже почти 20 лет. На данный момент у театра девять «Золотых Масок» – высших наград российского театрального сообщества – за мюзиклы «Алые паруса», «Восемь женщин», «Винил». На базе ТТ по специальности «Артист музыкально-драматического театра» обучается уже второй поток студентов. На сегодняшний день мы накопили достаточно опыта в постановке и создании оригинальных русских мюзиклов, и крайне заинтересованы в развитии этого жанра. Именно поэтому при поддержке Министерства культуры Пермского края Театр-Театр организовал и провел с 14 по 27 июня 2021 года фестиваль «Лаборатория мюзикла. Резиденция ТТ».
Основываясь на опыте Лаборатории советской оперетты, которая много лет существовала в Свердловском академическом театре музыкальной комедии (руководитель В. А. Курочкин), мы разработали свою лабораторию с образовательной индивидуальной программой и пригласили к участию молодых композиторов и либреттистов. Мы получили заявки со всей России и отобрали 18 авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Новоуральска, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Красноярска, Новосибирска и Воронежа, авторов с очень разным бэкграундом: кто-то закончил консерваторию, а кто-то учился музыке, играя в хардкор-группе, у кого-то в портфолио поставленные на больших сценах спектакли, а кто-то еще никогда не работал в театральных проектах. Круг тематических интересов участников также оказался невероятно широк – от конфликта природного и техногенного до язычества и документалистики.
На первом этапе лаборатории композиторы и либреттисты, объединившись в девять пар, работали с коучами фестиваля – вместе со мной в этой роли выступали музыкальный критик Юлия Бедерова, сценарист Михаил Бартенев, композитор Ольга Шайдуллина, режиссер и сценарист Женя Беркович, композитор Владимир Раннев – и искали сюжеты и музыкальные формы, проверяя на практике как испытанные, так и новые подходы к созданию русского мюзикла, новые авторские стратегии. Через неделю к проекту подключились приглашенные режиссеры: Юрий Квятковский (Москва), Татьяна Михайлюк (Москва), Максим Соколов (Санкт-Петербург), Ксения Малинина (Пермь) и Фёдор Федотов (Пермь). Из девяти представленных эскизов каждый из них выбрал тот, с которым он хотел бы продолжить работу. На втором этапе лаборатории в творческий процесс был вовлечен почти весь театр – актеры, артисты балета, музыканты оркестра, студенты ТТ, технические службы. В итоге 27 июня, спустя всего две недели после старта лаборатории, мы увидели эскизы пяти совершенно оригинальных мюзиклов, созданных с нуля.
Как верно заметил арт-куратор «Резиденции ТТ» Олег Лоевский: запуская проект, мы знали только то, что не ищем найденного. Мы проводили лабораторию впервые и не понимали, каким именно будет результат. А результат оказался лучше ожидаемого. Из пяти мюзиклов-финалистов мы отобрали две достойные работы, которые хотели бы видеть в своем репертуаре. Это совершенно уникальные вещи, пример того, как можно раздвинуть границы, выйти из «матрицы». Мюзикл «Остановка», написанный композитором Романом Жауровым (Москва) и либреттистом Полиной Коротыч (Санкт-Петербург), пожалуй, даже трудно назвать мюзиклом в чистом виде: это очень интересная музыкальная форма, музыкальная фабула, которая помещает зрителя в мир невероятно странной фантазии. Вторая выбранная работа – мюзикл о гравере надгробий «Живая история о смерти» композитора Евгении Терёхиной (Красноярск) и либреттиста Натальи Макуни (Москва) – оказалась, напротив, очень мюзикловой, но тематически она находится на территории камерного спектакля, а не большого шоу. Я, честно говоря, не знаю, есть ли вообще сегодня камерные мюзиклы в нашей стране. Если эти проекты получат сценическое воплощение, это будет большой удачей фестиваля. В перспективе мы хотим создать базу материалов, написанных в рамках фестиваля «Лаборатория мюзикла», и дать к ней доступ руководителям музыкальных театров России, чтобы они могли отбирать мюзиклы для постановки на своих площадках.
Я рад, что, запустив лабораторию, мы начали это движение, начали освоение практически не освоенной территории «русского мюзикла». Конечно, «русский мюзикл» – явление, связанное с мировыми традициями, но важно, чтобы он развивался самостоятельно, двигался по собственным маршрутам. Сегодня мы можем сформулировать некоторые его черты: тесная связь с драматическим театром, индивидуальные форматы, экспериментальные, нешаблонные структуры и решения, открытость по отношению к разным стилевым моделям и смежным жанрам, их переплетение.
Наш первый фестиваль, посвященный мюзиклу и его новой жизни в России, стал вдохновляющей территорией поиска новых смыслов и форм в этом направлении. Мы обязательно будем проводить его дальше, и, надеюсь, эффект будет не меньший.