История

Легенды дома Смышляева

К 55-ЛЕТИЮ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. А. С. ПУШКИНА



ТЕКСТ: Марина Демидова, сотрудник ЦГБ им. Пушкина
Фото из архива ЦГБ им. Пушкина


В старом центре Перми, на перекрестке улиц Сибирской и Петропавловской, обращает на себя внимание старинный каменный особняк начала XIX века, привлекательный своей строгой, гармоничной красотой – Дом Смышляева. В особняке располагается любимая многими поколениями горожан библиотека им. Пушкина. Как книга страницами, Дом слоится памятью прошедших столетий.


Особняк построил в 1799–1800 годах купец Иван Романович Жмаев, переселившийся в Пермь из Тамбова. Дом Жмаева, по свидетельству современников, был одним из самых красивых и богатых зданий молодого губернского города. Усадьба занимала целый квартал; с двух противоположных сторон стояли каменные ворота, украшенные чугунными вазами, а угол дома был закруглен в симметрию стоявшего напротив Главного народного училища; оба здания составляли архитектурный ансамбль. При доме содержалась оранжерея, в которой росли и плодоносили персиковые и абрикосовые деревья и виноградные кусты. Да и место было выбрано отличное: рядом с площадью, где вскоре стараниями Жмаева и губернатора Модераха будет построен Гостиный двор, позже – каменное здание театра, а из окон открывался вид сразу на две улицы – Сибирскую и Петропавловскую.
Бургомистр, а потом городской голова Жмаев был пожалован чином коллежского асессора, дающим право на получение дворянского звания. Его младшая дочь Мария вышла замуж за губернского казначея Дмитрия Дягилева.


В Круглой гостиной дома зародились музыкальные вечера, душой которых были чета Дягилевых и дочь губернатора Модераха, красавица Софья Карловна Певцова.
Будучи в Перми, высокие гости и чиновники, не отказывали себе в удовольствии побывать в доме гостеприимных Дягилевых. В 1805 году на именинах хозяйки дома присутствовал Филипп Вигель, в будущем – известный мемуарист, автор популярных в XIX веке «Записок», знакомец Пушкина. Вигель оставил заметки о Перми и Каме, лестно отозвался о Модерахе и его семействе. Есть там строки и о пребывании в гостях у Дягилевых: «На обед, на бал и на ужин пригласил нас пермский амфитрион, губернский казначей Дягилев, у которого в этот день жена была именинница. Мы было хотели отговориться, но Софья Карловна нам не велела. Мы знали одно только семейство Модераха; тут увидели мы всё пермское общество…».

Все имущество Жмаев завещал молодым Дягилевым и их детям. В 1808 году в этом доме родился дед знаменитого театрального и художественного деятеля Сергея Дягилева – Павел Дмитриевич.

Прожив в родовом особняке более 30 лет, в 1842 году Дягилевы продали дом купцу Дмитрию Емельяновичу Смышляеву, отцу краеведа и летописца Дмитрия Дмитриевича Смышляева. Смышляев-старший, когда-то мальчишкой-сиротой приехав в Пермь из Соликамска, благодаря покровительству и наставничеству заводчика Любимова в короткий срок сумел добиться состояния, поднявшись до купца I гильдии, был благотворителем, в 1823– 1826 годах избирался городским головой.

Однако в том же 1842 году недавно купленный Смышляевым дом сильно пострадал в пожаре. Погорели товары в амбарах, документы, большая библиотека с библиографическими редкостями и старинными рукописями, минеральный кабинет с редкими штуфами. Сгорела и оранжерея с изящной беседкой, расписанной нимфами и ландшафтами. Особенно обидной была утрата переписки с графом Сперанским, с которым Дмитрий Емельянович был дружен со времени ссылки опального статс-секретаря в Пермь.



После пожара Смышляев восстановил дом на прежнем фундаменте, более того – надстроил второй этаж, и в 1840-е годы особняк принял тот вид, в котором он дошел до настоящего времени: металлический балкон на кованых консолях, угловой парапет, закругленный угол стены, создающий в интерьере дома полукруглое обрамление большого зала.

Последним частным владельцем особняка на Петропавловской стал Смышляев младший. Предпринимательство его не привлекало, но лишь после смерти отца он смог посвятить себя делу, к которому лежала его душа: общественной деятельности, изучению истории родного края.

Работая в библиотеке Императорской академии наук и в Публичной библиотеке, Дмитрий Дмитриевич занимается историей края, тщательно собирая всевозможные сведения о Пермской губернии, читая огромное количество литературы.
В 1859–1860 годах Смышляев издает «Пермские сборники», о которых в большой рецензии очень положительно отзывается Добролюбов. На свои деньги открывает в Перми библиотеку: тогда в городе появились книжные новинки 1850–1860-х годов, которые раньше достать было просто невозможно.

Библиографический указатель Смышляева «Источники и пособия для изучения Пермского края» и сейчас актуален, а в середине позапрошлого века это была настоящая информационная база, ведь другой просто не было.

Открытка Пушкинской библиотеки, художник – Наталья Фуфачёва. В 1916 году библиотечными книгами по истории, этнографии и географии Урала интересовался Борис Пастернак. Позже этот «многооконный читальный зал на сто человек» возник на страницах романа «Доктор Живаго»: встреча Юрия и Лары происходит в стенах юрятинской читальни

В эти годы Смышляев устраивает благотворительные литературно-музыкальные вечера, собирающие огромное количество публики. Эпизод одного такого вечера со «скандальным» чтением импровизации из «Египетских ночей» Пушкина пермской чиновницей Евгенией Толмачёвой вошел в историю общественной жизни России. Литературное происшествие, наделавшее много шума, позже нашло отражение в романе Достоевского «Преступление и наказание».

В 1864 году Д. Д. Смышляев продает особняк Пермскому городскому обществу. Свою биографию дом продолжил уже в новом, общественном качестве. Под новый, 1864 год в здании открылся Купеческий клуб. Начинает работу отделение Марьинского общественного банка, здесь же размещается и Пермская городская дума. В 1876 году случилось знаковое событие – в Доме Смышляева открылась общественная библиотека. Известно, что ее открытию способствовал Смышляев-младший, который выделил для нее большую сумму и подарил книги.
В 1882–1885 годах дом еще раз перестраивается по проекту известного архитектора Попатенко. В эти годы появился обширный зал с верхним светом и парадная лестница с чугунной вязью перил.

После революции дом был передан губернской библиотеке, которой по предложению Надежды Крупской присвоили имя Максима Горького. В 1966 году «Горьковка» переехала в новое здание на ул. Ленина, построенное по проекту архитектора Футлика, а в Доме Смышляева 5 ноября 1967 года открылась библиотека, которой дали имя Пушкина.
В этом доме всегда были библиотеки – сначала частные, затем публичные, общедоступные. В начале XX века сюда забегал гимназист Миша Ильин, впоследствии – писатель русского зарубежья Михаил Осоргин.
В 1928 году Владимир Маяковский читал здесь октябрьскую поэму «Хорошо!», а в 1942-м Лиля Брик выступала в этом зале с воспоминаниями о Маяковском.

1-я строка: Владимир Маяковский, Лиля Брик, Антон Шварц, Михаил Осоргин 2-я строка: Галина Уланова, Наталия Дудинская, Борис Пастернак, Аркадий Первенцев 3-я строка: Алексей Маресьев, Арам Хачатурян, Давид Ойстрах, Алексей Решетов

В годы Великой Отечественной войны в библиотеку записались новые читатели: писатели Аркадий Первенцев, Вера Панова, Вениамин Каверин, приехавший в Молотов к эвакуированной семье в короткий военный отпуск; композитор Арам Хачатурян, балерины Наталья Дудинская и Галина Уланова. Мастера искусств, эвакуированные в Пермь, занимались в музыкальном отделе областной библиотеки, в основу которого легло собрание музыкальной литературы Городцова, оперного баса, создателя более 400 хоров в Пермской губернии. В отделе книгохранения находились эвакуированные фонды Государственной библиотеки им. Ленина: драгоценные издания XII–XIII веков, архивы Гоголя, Лермонтова, Чехова.

В военные годы библиотека работала до 10 часов вечера, а после превращалась в зал филармонии: расставлялись старинные венские стулья, и жители Молотова слушали концерты выдающихся музыкантов: Давида Ойстраха, Генриха Нейгауза, Эмиля Гилельса, выступления мастеров художественного слова Игоря Ильинского и Антона Шварца, лекции профессоров Городецкого и Данилевского. Вениамин Каверин читал здесь только что написанные новые главы своего романа «Два капитана».

1-я строка: Эмиль Гилельс, Генрих Нейгауз, Вениамин Каверин, Игорь Ильинский 2-я строка: Виктор Астафьев, Александр Кабаков, Вера Панова, Леонид Юзефович 3-я строка: Леонид Парфенов. Наталья Иванова, Татьяна Толстая, Алексей Иванов

После войны читатели библиотеки встречались здесь с легендарным летчиком Алексеем Маресьевым, прототипом героя «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Затаив дыхание слушали Виктора Астафьева и Алексея Решетова. В разное время гостями Дома Смышляева были Алексей Иванов, Леонид Юзефович, Татьяна Толстая, Леонид Парфёнов, Наталья Иванова, Александр Кабаков и другие писатели. В 2013 году Дом Смышляева, «Пушкинку», посетили прямые потомки поэта – Александр Александрович Пушкин и Мария-Мадлен Пушкина-Дурново.

Сегодня, как и сто лет тому назад, Дом Смышляева – центр книжной, художественной и музыкальной культуры Перми. Дом, где сохраняются традиции, где живут книги и звучит музыка, где происходят интересные события: устраиваются концерты и художественные выставки, презентации новых изданий и моноспектакли, проводятся лекции, встречи, экскурсии. Где есть главное: магия Книги и Знания.
Дом Смышляева, «Пушкинка» – это место, куда, придя один раз, непременно хочется вернуться вновь.