Бренды

Стрит-арт в Перми: от рассвета до заката

Текст: Юрий Куроптев
Фото: Максим Кимерлинг
Уличное искусство появилось в Перми в 2009 году, когда на здании долгостроя появился «Есенин». И если этот мурал вызывал положительные эмоции, то впоследствии так было не всегда. У искусства в городской среде есть свои фанаты, но у многих оно вызывает непонимание. В этой статье мы расскажем об основных вехах истории уличного искусства в Перми и о том, почему сегодня стрит-арт переживает не самые лучшие времена.
По запросу «граффити» «2ГИС» выдает более 350 городских локаций: это и небольшие рисунки и надписи на гаражах и в неприметных дворах, и большие муралы со сложными композициями на центральных улицах. Много это или мало для миллионника? Не так уж и мало.

Правда, в социальных сетях вы не увидите бум фото с тэгом #граффити, #пермь. Уличное искусство родилось в молодежной среде, а молодежь чутко реагирует на модные тренды. А нынешние граффити, скорее, отталкивают. Выкладывать фото на их фоне в социальных сетях, как сказали бы в этой вреде, – «кринж». Но так было не всегда.
В канун дня рождения Сергея Есенина в сентябре 2009 года на одном из самых известных долгостроев Перми, на перекрестке Куйбышева и Луначарского, появился портрет русского поэта – «певца родной природы». Его автором стал Александр Жунёв.

Гигантский мурал Есенина в одночасье сделал Жунёва ведущим уличным художником Перми. На здании, примыкающем к первому, слева от портрета, художник поместил два первых четверостишия стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…», а на здании справа – берёзу, черные точки на которой напоминали силуэты птиц.

Иконическое изображение Есенина Александр Жунёв перенес с марки на здание. В советские годы портреты русского поэта украшали интерьеры советской интеллигенции. На долгострое мурал Есенина выглядел символом отжившей эпохи – и одновременно предвестником перемен.

В Перми начиналась «культурная революция». Пермская интеллигенция перемены принимала плохо. Не принял их и Жунёв. Другие главные работы художника на улицах Перми появились уже после завершения московского проекта.
Культурная революция в Перми продолжалась недолго – с 2009 по 2013 год. Но эти неполные четыре года прочно войдут в историю как период бури и натиска, достижений и скандалов. Одна из задач проекта заключалась в том, чтобы сделать культуру двигателем постиндустриальной экономики. Для этого нужно было предъявить культуру даже тем, кто нечасто посещает модные галереи современного искусства, сделать ее видимой в городском пространстве. Помог стрит-арт.

В 2010 году на улицах Перми появилось сразу несколько знаковых работ. Самая знаменитая – «Красные человечки» питерского художника Андрея Люблинского. Один деревянный красный человечек разместился на здании Органного зала, три другие фигурки – перед ним.
И тут началось! Пермские депутаты увидели в красных человечках, которые поднимают руку вверх, как при голосовании, сатиру на самих себя – мол, всегда голосуют «за». Интеллигенция писала гневные письма и возмущалась бездуховностью современного искусства. Председатель пермского Союза художников грозился их сжечь. Скандал стал топливом и движущей силой пермской культурной революции.

Перед Горьковской библиотекой установили «Зеленое яблоко» – скульптуру из ярко-зеленой плитки с «надкусом» из кирпичей разобранных исторических зданий Перми. В народе скульптуру мгновенно прозвали «Надкушенным яблоком».
Перед законодательным собранием установили «Власть» – бетонные буквы-скамейки. Фокус был в том, что парламентарии, глядя из окон, читали эти слово как перевёртыш – «ьтсалв». А горожане могли на «власти» (вот это да!) посидеть и отдохнуть.

Около железнодорожного вокзала выросли исполинские «Пермские ворота» – циклопическая скульптура из хаотически сложенных бревен Николая Полисского. За свою форму народ прозвал ее «табуреткой» и «хаткой бобра». Бревна были обработаны противопожарным раствором, но это не останавливало вандалов, которые несколько раз поджигали скульптуру.
Стрит-арт «культурной революции» приживался со скрипом. За исключением разве что буквенной работы «Счастье не за горами» московского концептуалиста Бориса Матросова. «Счастье» на набережной Камы засветилось в сериале «Реальные пацаны», в фильме «Географ глобус пропил», а также в клипе американского рэпера Канье Уэста White Dress, – и стало неформальным брендом Перми. Сейчас маршрут любого туриста включает посещение этой достопримечательности.

Благодаря «культурной революции» Пермь превратилась в новую мекку для уличных художников. На Дягилевской гимназии появилось изображение Гомера, который смотрит в зеркало, но видит другого Гомера – Симпсона. Здание ВКИУ заполонили античные боги и современные менеджеры – работа «Богема» арт-группы ZUK Club. Бетонные заборы разрисовывали лучшие художники Перми и России.
Постмодернистский карнавал прервался осенью 2011 года, когда на городских улицах были замечены изображения грустных лиц. На стенах появлялись черно-белые лики с болью и вселенской грустью в глазах. Автор «грустных ликов» – пермский художник Алексей Илькаев, который позже спрятался за никнеймом Sad Face. Так хтоническая Пермь встретила «культурную революцию». Сам Илькаев на пять лет выпал из художественной жизни города.

Постиндустриальной креативной экономики в Перми не случилось. После смены региональных властей культурные проекты были свернуты. «Красных человечков» со здания Органного зала убрали. Вместо них восстановили монумент «Орден Ленина». Бетонные заборы приобретали потрепанный вид – фрески уличных художников закрашивали и покрывали объявлениями.

Свято место пусто не бывает. На сцену вновь вышел Александр Жунёв. Он организовал фестиваль «Экология пространства», в котором засветилась новая генерация уличных художников. Они расписывали таксофоны, превращая их в причудливые арт-объекты: рыбофоны, арбузофоны и клубникофоны. А электрошкафы трансформировались в гигантские марки с изображениями Пастернака и Татищева.
Такой «милый» стрит-арт никого не оставил равнодушным – нравилось всем. Но Жунёв не был бы художником, если бы занимался только «милым» искусством. В 2015 году на Пасху на одном из неприметных зданий появился распятый на кресте космонавт Юрий Гагарин. Такое искусство понравилось не всем. На следующий день коммунальщики закрасили работу, а местный депутат написал на художника заявление в полицию.
Через три года в поезде из Москвы в Пермь автор всеми любимого «Есенина» и скандального «Гагарина» покинул этот мир. Уход 34-летнего Александра Жунёва воспринимался как метафора завершения большого проекта – лучших лет пермского стрит-арта. В одном из интервью он сказал, что Перми не хватает «любви и осознанности». Место, которое Жунёв занимал в уличном искусстве Перми, осталось зияющей пустотой.

После аварии, которая едва не унесла его жизнь, Алексей Илькаев возвращается в художественную жизнь Перми. В начале 2018 года художник протоптал на льду замерзшей Камы гигантский печальный лик. Через несколько месяцев Илькаев «испортил» работу Бориса Матросова «Счастье не за горами», заменив слово в ней слово «счастье» на «смерть». Дело едва не закончилось уголовной статьей, но в итоге художник отделался штрафом. Едва ли не все порицали этот поступок художника, но сейчас можно сказать, что своеобразное высказывание Илькаева стало пророческим.
Имя художника Ffchw было известно в пермском стрит-арте еще в 2015 году. Но отчетливо прозвучало через три года, когда художник в рамках фестиваля «Длинные истории» сделал работу «Больше нечего ловить», написав эту фразу на жестовом языке. Работа была посвящена рабочим завода Шпагина: власти решили перепрофилировать завод в креативный кластер. В дальнейшем Ffchw делал серии работ, посвященных темам экологии и защиты окружающей среды. Впоследствии художник чаще обращался к политическим высказываниям и в 2022 году был задержан полицией, после чего покинул Пермь.

В апреле 2021 года власти Перми решили криминализировать граффити и ввели штрафы за нанесение несанкционированных рисунков на стенах, заборах, гаражах – то есть буквально на всех поверхностях. Отныне стрит-арт стал делом опасным. Всё чаще можно было увидеть в сети извинения граффитчиков, которых правоохранители ловили и записывали на видео.

К 300-летнему юбилею Пермь была зачищена от «юных вандалов». Вместо высказываний о сегодняшнем времени и городе стали появляться санкционированные властями изображения в рамках фестиваля «Граффити – Пермь» – пермский звериный стиль, гжель, краски народов Прикамья, матрёшки, портреты великих врачей. Всё это – уже не фиксирование городских проблем, а своеобразные фотообои, которыми их прикрывают. Впрочем, какое время – такие и граффити.