Мнения

Как готовился «Молотов коктейль»

Текст: Катерина Кравцова.
Фото предоставлены авторами проекта
К 300-летию Перми команда энтузиастов приготовила «Молотов коктейль». Это цикл фильмов о значимых российских и мировых событиях, которые так или иначе переплетаются с историей города и его жителями. Авторы рассказали Журналу ПЕРМЬ о том, что происходило за кулисами создания фильма и с чем им приходилось столкнуться.
Любовь творит чудеса. А любовь к городу, в котором живешь, создает такие удивительные вещи, как киноальманах «Молотов коктейль». Александр Смирнов признается, что именно это и стало толчком для идеи снять серию фильмов. «Восемь лет назад, в преддверии надвигающегося, но кажущегося еще далеким 300-летия Перми, мне захотелось сделать городу подарок, – вспоминает Александр. – Но он не должен был стать разовым. А тем, что останется на долгие годы, тем, к чему можно будет возвращаться вновь и вновь. Так я понял, что мой подарок – видео, посвященное разным легендам и историям, происходящим в нашем городе. На первый взгляд, это события местного масштаба. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что они влияют на мировую историю и в культуре, и в политике, и в науке».

Изначальный формат «Молотова коктейля» был другим. Смирнов задумывал снимать короткие истории в режиме влога на телефон и предложил Елене Филимоновых писать для него сценарии. Но когда получил от нее первый текст, понял, что во всей этой затее гораздо больший потенциал. И тогда Елена привела в проект Алексея Романова, режиссера, способного без большой команды сделать кино собственными руками – «от идеи до красной дорожки». Пилотным фильмом стал «Танец с саблями».
Александр Смирнов – ведущий актер Пермского ТЮЗа и театра «Большая стирка», музыкант, создатель группы «Смирный и друзья», бывший игрок сборной КВН «Парма».

Елена Филимоновых – сценарист, журналист, работала на радио MAXIMUM в Перми и в Фонде независимого радиовещания в Москве, креативным продюсером в программе «Сегодня» на НТВ, шеф-редактором в сценарных группах.

Алексей Романов – оператор, режиссер, в фильмографии – около двух десятков документальных и игровых фильмов – участников и призеров отечественных и зарубежных кинофестивалей, автор канала Russiа Live – серии кинопортретов наших современников.
«Я родилась и росла в закрытом городе-миллионнике, который в СССР упорно путали с Пензой. В центральных новостях Пермь не упоминали даже в рубрике «Прогноз погоды», – рассказывает Елена. – Когда я была подростком, самонадеянно заявляла друзьям, что изменю это. Тогда я не очень понимала, почему у города статус секретности. Мне казалось, достаточно Пермь прославить – и никто больше не станет спрашивать: «А где это?» – в ответ на твое: «Живу в Перми». В тот момент, когда Саша сказал, что хотел бы сделать нескучный YouTube-проект об истории Перми и предложил мне писать сценарии, о своей детской клятве я не помнила. Но теперь понимаю, что всё сбылось».

Кинопроизводство – дело затратное. В то время команда стала искать финансирование, но стучалась в закрытые двери. Поэтому было решено снимать «Танец с саблями» на собственные средства. «Это фильм, который возник от большого желания: желания попробовать новый для всех нас формат, желания поработать вместе, наконец – желания доказать самим себе, что можем – даже и без денег, – вспоминает Алексей Романов. – Как оказалось, сделать такой проект в родном городе, в общем-то, несложно: мы получали невероятный отклик и поддержку отовсюду. Все задействованные в проекте люди помогали нам с радостью и безвозмездно. Все, в том числе и временные ресурсы, были не потрачены, а с любовью вложены в фильм, который востребован и сегодня, который с удовольствием продолжают смотреть зрители».
Съемки «Танца с саблями»: Марк Либерзон в роли Арама Хачатуряна
После «Танца» стал понятен формат всего киноальманаха и его дальнейшая судьба. «Фильм сразу получил отклик самых разных людей: коллег по цеху, культурного городского сообщества, простых зрителей. Такие истории Перми нужны, фильм «зашел». И тогда мы окончательно утвердились в мысли: «Молотов коктейль» нужно делать», – говорит Александр Смирнов.

В итоге помогли воплотить в жизнь идею «Молотова коктейля» министерство культуры Пермского края, которое занялось финансовой поддержкой, пермская студия «Капризка» и киностудия «Горького», взявшие на себя производство.

Идей для фильмов «Молотова коктейля» было много. И Чехов с его «тремя сестрами», и Марков «с однозвучно звучавшим колокольчиком», и Пастернак, решивший именно в Перми стать писателем, а не музыкантом. Но остановились на пяти: о космонавтах Беляеве и Леонове, приземлившихся в уральской тайге; о геологе Мёрчисоне, открывшем пермский период; о покорявшем небо футуристе, поэте и авиаторе Каменском; о Мандельштаме, «излечившемся» в Чердыни; о том, как провел свои последние дни жизни последний император Романов. «Чтобы сделать интересную историю, автор сам должен удивиться. Я выбирала тот материал, который задевал мои эмоции, где я чувствовала, что могу рассказать что-то новое, подсветить сюжет так, чтобы он не выглядел затертым», – продолжает Елена.
От идеи делать серию коротких фильмов о Перми до пилотного сценария «Танец с саблями» прошло два года, а до его экранизации – еще четыре. Когда нашлось финансирование, команда ускорилась. «Когда мы приступали к производству новых сюжетов у нас не было ни одного сценария. Я тексты писала «под площадку», – вспоминает Елена. – Приходилось работать быстро, как сэр Родерик Импи Мёрчисон из «Пермского периода»: из массива информации точно и безошибочно вычленять самое важное».
Работая в родном городе, мы получали невероятный отклик и поддержку буквально отовсюду! (А. Романов)
Режиссер «Молотова коктейля» Алексей Романов рассказывает, что после запуска проекта команда вошла в русло стандартного кинопроизводства. «Обсуждали сценарии, писали режиссерские сценарии, делали раскадровки для особо сложных сцен (большинства), проводили кастинги, искали локации, реквизит, костюмы, словом – обыкновенная, хоть и творческая, рутина».

Пять фильмов, которые вошли в альманах, команда сняла меньше чем за год. К съемкам первой истории приступили ранней весной. «Мы поняли, что в марте будем снимать про космонавтов, потому что как раз в это время они приземлились на пермской земле, – поясняет Александр. – Большинство съемок у нас были натурные, а события, о которых мы рассказывали, происходили весной или летом, поэтому мы старались успеть до зимы, захватив немного теплой осени».

Фильмы снимались последовательно, а не параллельно, как обычно это делают в кино. «Буквально на всех этапах мы оставались в состоянии большой творческой свободы, что позволяло делать огромное количество открытий уже во время съемочного процесса и затем на постпродакшене, – делится режиссер Романов. – Большую часть времени, разумеется, занимал подготовительный период, затем происходили молниеносные съемки (буквально не больше 5–6 дней), а затем наступал длительный этап монтажа, работы со звуком, написания музыки, создания компьютерной графики».
В киноальманах «Молотов коктейль» входят пилотный выпуск «Танец с саблями» и пять фильмов: «Притяжение земли» – о спасении на пермской земле космонавтов Беляева и Леонова, «Незабудка для поэта» – о чердынской ссылке Осипа Мандельштама, «Самолет – слово пермское» – о поэтических виражах Василия Каменского, «Пермский период» – о геологическом открытии сэра Родерика Импи Мёрчисона, «Петрушка» – о последних днях великого князя Михаила Романова.
Отличался от стандартного кинопроизводства и состав команды. «У нас не было отдельного кастинг- директора, художника-постановщика и прочих. Все эти функции мы разделили между собой, и один человек дополнительно выполнял еще гору разной работы, – отмечает Александр Смирнов. – Лёша был одновременно и режиссером, и оператором (притом, что у нас был еще один замечательный специалист Ваня Уваров), и художником-постановщиком, и монтажером (все фильмы монтировал он сам!). Лена, помимо того, что писала сценарии практически в режиме реального времени, тоже выполняла ряд подготовительных для съемок работ, фотографировала бэкстейдж. А Марк Либерзон (кстати, он сыграл Хачатуряна в «Танце с саблями») один делал звук: и писал музыку, и играл ее, и записывал, и сводил дорожки всех фильмов. В кино подобным может заниматься команда из десяти человек».

Словом, создатели «Молотова коктейля» творили что-то удивительное, несмотря на разного рода трудности, которые встречались на пути. «Самая главная сложность в кино – перенести на экран задумку, не искалечив ее по дороге до неузнаваемости. В целом фильм – это результат сотен, если не тысяч решений, принятых во время его производства, – объясняет режиссер. – Как и в жизни, здесь обстоятельства складываются зачастую далеко не идеально: то погода уходит, то уже выбранный актер уезжает на гастроли, то невозможно воплотить задуманную мизансцену в найденной локации».

Так, во время съемки для истории про Василия Каменского нужная локация оказалась закрытой – на набережной Камы кипел ремонт. К счастью, проблему удалось решить: работы приостановили буквально на пару часов и эпизод был снят. «А на съемках «Незабудки для поэта» мы чуть не лишились Надежды Яковлевны. Актриса Алена Иванова, исполнявшая эту роль, должна была подъехать на свою съемочную смену на рейсовом автобусе, но проспала Чердынь. Пришлось гнать за ней и забирать где-то в Ныробе», – вспоминает Елена Филимоновых.
Александр Смирнов, Елена Филимоновых и Анастасия Замахаева на съемках фильма «Самолет – слово пермское» Съемка эпизода из фильмов «Незабудка для поэта» (Александр Смирнов в роли Осипа Мандельштама)
Больше всего пришлось потрудиться Елене над «Пермским периодом». «Когда я работала над текстом, меня угораздило заболеть ковидом. Мозг устраивал мне ловушки и аттракционы. Один и тот же факт в разные дни мог представляться мне по-разному. Это очень тормозило работу. Я вынуждена была останавливаться, перепроверять снова и снова, – рассказывает Елена.
Мы рассказали истории так, что уехавшие захотели вернуться, а те, кто никогда здесь не был, – увидеть Пермь своими глазами. (Е. Филимоновых)
Когда я написала первый драфт (черновик. – Ред.), очень довольная итогом, редактор схватился за голову: под видом сценария он получил от меня небольшой научный труд. Пришлось упрощать лексику: из текста, например, ушли мергели, а стратиграфическая шкала стала геохронологической. Ну и пришлось более доступно объяснять, как без современной техники ученые исследовали земные породы и устанавливали их возраст».

Кстати, именно этот фильм снимался с разными сложностями. В первый съемочный день на Разгуляе, когда по традиции разбивали тарелку, она сначала не поддалась. Для киношников это дурная примета. «Буквально через несколько минут после этого режиссера Алексея Романова укусила собака, – рассказывает Александр Смирнов. – С этим же фильмом связана трагедия, свидетелями которой стала наша съемочная группа. 20 сентября, когда мы должны были доснять кадры на геологическом факультете ПГНИУ, туда же пришел стрелок с огнестрелом. Наши ребята разминулись с ним буквально на пару минут и практически убегали от пуль».

Но в остальном съемки проходили хорошо, нужные двери открывались, а люди находились. «Во время съемок нам помогали все, часто бескорыстно. Нас пускали на закрытые заводские территории. Предлагали реквизит, о котором мы и не смели мечтать. Артисты чердынского театра «Оскар», например, снимались у нас в массовке в аутентичных костюмах из местного краеведческого музея», – делится Елена.
Песня «Пермский период», которую исполняют в конце одноименного фильма, также была написана специаль- но для «Молотова коктейля»
«Мы сделали шесть ярких, коротких фильмов, герои которых известны и интересны всей стране, и показали, какую роль в их судьбе сыграла Пермь. Мы рассказали истории так, что покинувшие город собирают чемоданы, чтобы вернуться, а те, кто никогда у нас не был, – чтобы увидеть пермскую землю своими глазами. И это не просто фигура речи! Люди нам об этом пишут», – отмечает сценарист Елена Филимоновых.

Пермяки, видимо, понимали, что создатели «Молотова коктейля» делают фильмы для них и про них. «Этим проектом мы хотели рассказать не о Мёрчисоне или Мандельштаме, – говорит Александр Смирнов, – В каждом сюжете мы пытались найти место Перми и увидеть роль людей, которые живут на этой земле. Думаю, нам это удалось.
Для всех нас очевидно: все эти события были бы другими, случись они не здесь. Пермь дает ее величеству истории особый импульс.
(А. Смирнов)