Культура

Столетие – это единица измерения


Текст: Надежда Беляева
Фото: Пермская художественная галерея

Столетие – это та единица измерения, наступления которой ждешь с особым волнением, тревогой. История жизни музея серьезна, многообразна, а вхождение в новое столетие – необозримое будущее, белый лист. С чего начать и когда он, новый век, наступит? Утром следующего дня? Предчувствие или ожидание изменений. Наступает рубежная дата, и, оказывается, пробуждение похоже на предыдущие дни, заботы, обязанности. Когда же? Наверно тогда, когда уляжется праздничная суета, структурируется образ будущего и твое место и время в нем, осознается прошлое как база для изменений и преемственности.
Образ Пермской галереи – музея сильного, значимого в художественном пространстве России – воссоздан в восприятии общества четырьмя поколениями коллектива. Каковы слагаемые? Прежде всего – открытие музея. Первый директор Александр Сыропятов пишет в отчете за первый год: «Открытием в Перми художественного музея положено начало большому и серьезному делу, значение которого при нормальном развитии его подлежит оценивать в широком общереспубликанском, но отнюдь не в одном только местном, пермском масштабе. Поэтому дата 7 ноября 1922 года является знаменательной в нашей истории: она свидетельствует об определенной культурной зрелости края, вызвавшей к жизни учреждение, призванное служить лучшим идеалам грядущего будущего».

Пермь была готова к этому шагу: художественные выставки и классы, народные промыслы, в числе которых – камнерезный. Город готовился отмечать 200-летие своей истории, а на Урале и до самого Иркутска не было художественных музеев. Созданием нового музея Пермь решала амбициозную задачу, и лучшего вклада в грядущие поколения сегодня сложно представить. Далее – фонды музея. Начавшись с 150 произведений, они выросли почти до 55 тысяч . В 1920-е годы музеи активно формировали свои коллекции. Причин тому было несколько – просвещение и образование широких масс и доступность для них произведений искусства. Собирали в экспедициях деревянную скульптуру, икону, церковную утварь, но также и народное искусство: ткачество, керамику, изделия из бересты и прочее.

Современный выставочный художественный процесс тоже осуществили сами: Николай Серебренников – один из первых директоров, объединил художников Урала, организуя выставки. Работы с них поступали в фонды галереи. Так, в 1929 году впервые в стране – раньше, чем в Третьяковской галерее, – был открыт отдел советского искусства. Многие годы он считался не только первым, но и лучшим, учитывалась и работа по комплектованию коллекций, и работа со зрителями. Она была многообразна: выставки, недели изобразительного искусства, когда искусствоведы и художники выходили на предприятия, организации, выезжали в область с рассказами о творцах, принимали в мастерских художников. Живо, энергично, интересно проходили эти дни для любителей и профессионалов до се - редины 1980-х годов.

Это и новые формы работы с системой профессионально-технических училищ, а затем была выстроена система «школа – детский сад – вуз» (она складывалась именно в таком порядке.)

Структурировали коллекцию, разбирали ее по видам и временам. Изучали художественную жизнь края. Начало положил Серебренников, опубликовав первый каталог деревянной скульптуры в 1928 году, исследования по фарфору Перми, первый каталог коллекции галереи в 1944-м, книгу «Урал в изобразительном искусстве», в которой значится более 600 имен художников, связанных с Уралом.

Следующие поколения продолжили исследования художественной жизни края, существенно дополнили знания о культуре Перми, уделив особое внимание современному искусству. Выходили книги и буклеты о художниках Перми, альбомы и каталоги о коллекции галереи, о крепостных мастерах и деревянной скульптуре, иконе, народной вышивке. Впервые в России галерея смело, крупно, серьезно подняла тему строгановского наследия и роли Сергея Дягилева через выставки и республиканские научные конференции, художников-земляков XIX века: братьев Верещагиных, Сведомских. Продолжались исследования деревянной скульптуры по определению дерева, рентгенографирование, издавались каталоги, проводились конференции, симпозиумы.

Положено начало компьютеризации коллекции. Этот вид работы внедрялся по всей России непросто, но сейчас сложно представить без компьютера современного человека. Поэтому цифровизация коллекции – естественный процесс: Государственный каталог музейного фонда позволяет пользователям быстро навести справку о художнике и работах в музеях России. Онлайн-встречи с сотрудниками музеев стали повсеместно использовать во всем мире.

Наша особая радость – доступность музейной среды людям с ограниченными возможностями. В этом мы тоже в лидерах, и сегодня в наших залах есть работы для слабовидящих и есть постоянные посетители из этой категории людей. Всеобщий интерес посетителей и профессионалов вызывают выставки для детей на совершенно новой основе, которые делает уже новое поколение музейщиков вместе с «Метафраксом».
Галерея продолжит принимать посетителей до окончания строительства нового здания, основные экспозиции и выставки остаются на прежнем месте. При этом часть произведений из запасников музея, а также реставрационная мастерская перевозятся из здания Спасо-Преображенского собора во временное хранилище на территории бывшего завода ТЕЛТА
Музей развивается, входит в новую эпоху. Каким он будет для нас и для зрителей? Безусловно, очень интересным: мы готовимся в 2024 году открыться в новом здании, беспрецедентном по размеру – 21 тысяча квадратных метров вместо нынешних 3 тысяч. Новый музей, новые принципы показа. Музеи очень редко строили в XX–XXI веках, наш – один из немногих. Показ открытых экспозиций увеличится в пять раз, а процент показываемых произведений – более чем десятикратно. Разные социальные и возрастные группы откроют для себя интересные занятия, и не только главные – знакомство с коллекцией и выставками, но и просмотр фильмов, посещение концертов, занятия по интересам, работу в архиве и библиотеке. Можно будет прийти на целый день с семьей, посидеть в кафе.

Ежегодно галерея участвует в крупных российских и международных проектах: от 150 до 300 работ в течение года находятся на внешних выставках. Кроме того, в этом году у галереи большие выставочные гастроли, связанные с 300-летием Перми, в художественных музеях Нижнего Новгорода и Екатеринбурга, в Москве – Государственная Третьяковская галерея, в Петербурге – «Манеж». Мы, в свою очередь, примем из Екатеринбурга их титульную коллекцию каслинского литья. Вхождение в новый век получается крупным, разнообразным, и мы верим, что связи, которые галерея демонстрирует сегодня с различными музейными институциями, и в дальнейшем будут определять роль и значение нашего музея в пространстве страны.

Новый век для галереи впереди, а весь этот год мы будем рассказывать о планах, различных коллекциях, готовиться к расставанию со зданием, с которым мы жили в гармонии девять десятилетий, ибо сохранили его значение в архитектурном облике города, умножили его славу.

Приглашаем в галерею за впечатлениями, эмоциями и осознанием того, что она бесценна. И порадоваться, что есть то «место силы», которое наделяет нас гордостью за территорию, где мы живем.
ИЗ КНИГИ ОТЗЫВОВ

МАРИЯ КОНОВАЛОВА, глава коммуникаций «Метафракс Групп»:

– Пермская галерея – один из наиболее ярких и узнаваемых брендов региона. У нашей компании сложились добрые, дружеские отношения, результатом которых стали социально значимые просветительские проекты.

Один из них – «Химия искусства» – представляет собой серию детских интерактивных выставок, посвященных тесной связи искусства и науки. На старте проекта в 2019 году у нас не было четкого понимания, что такое идеальная художественная выставка для детей. За годы реализации проекта его авторы создали впечатляющие экспозиции, которые на практике оказались интересны не только детям, но и взрослым. Каждая выставка – результат вдумчивой, кропотливой работы команды музейных педагогов: Евгении Наймушиной, Ксении Зубакиной, Артёма Кутергина. Это попытка внятно, увлекательно и с юмором рассказать детям о произведениях классического искусства и творческой «кухне» художника.

За четыре года посетители Пермской художественной галереи и Губахинского историко-краеведческого музея познакомились с экспозициями живописи, иконы, печатной графики и скульптуры. Все они объединены стремлением кураторов создать выставки с заботой о человеке, независимо от его возраста, зрительского опыта и знаний. Нам радостно читать восторженные отзывы музейных зрителей. Хочется верить, что наш совместный проект дарит маленьким посетителям яркие эмоции от встречи с прекрасным, а взрослым возвращает ощущение детства и чувство радости от удивительных открытий в пространстве галереи.

ВЕРА КУРАНОВА, врач:

– Пермская художественная галерея – что это? Это сплав столь любимого и намоленного здания Спасо-Преображенского собора, расположенного на берегу Камы; уникальной коллекции произведений изобразительного искусства, насчитывающей сегодня более 54 тысяч экземпляров; постоянные творческие программы для детей и взрослых (выставки, мастер-классы, лектории, концерты).

Пермская художественная галерея – это сверхсовременный, живой, откликающийся на всё самое талантливое, целостный организм, который, сохраняя традиции, постоянно обновляется.

И всем этим – сохранять, экспонировать, реставрировать, образовывать – занимается уникальный коллектив: талантливый, увлеченный, суперпрофессиональный. Эти люди на самом деле выбрали для себя служение – служение искусству. И мы им безмерно благодарны! И именно их сегодня поздравляем со столетием и желаем процветания, новых прекрасных проектов и реализации всего задуманного.
Пермская галерея прощается со старым зданием, с которым прожито в гармонии целых девять десятилетий, и готовится в 2024 году открыться в новом. Новое здание галереи разместится в культурном кластере на месте бывшего завода имени Шпагина
Пермская галерея прощается со старым зданием, с которым прожито в гармонии целых девять десятилетий, и готовится в 2024 году открыться в новом. Новое здание галереи разместится в культурном кластере на месте бывшего завода имени Шпагина
ИЗ РАЗГОВОРА С ПОСЕТИТЕЛЯМИ, МАМА И ДОЧЬ ВАРЯ:

– Помните ли вы первое посещение галереи? Каким оно было?

Варя: Да! Это был «Лес в кармашке», где из бумаги нужно было сделать три разных яруса леса и спрятать это всё в кармашек.

Мама: Впервые мы оказались в галерее летом 2017 года – пришли на мастеркласс. Нас встретили внимательные девушки-сотрудницы, которые органично и легко вовлекли нас всех в волшебство, таящееся в лесе, и доступно объяснили этапы работы. От процесса мы получили невероятное удовольствие и пообещали друг другу с дочкой дружить с этим удивительным местом. На мастер-класс мы поехали, записавшись самостоятельно – никто не знал, что Варя незрячая, а встретили нас так же тепло, как и всех!

– Какое у вашей семьи самое яркое воспоминание о нашем музее?

Варя: Самым запоминающимся событием для меня стали картины, которые можно было посмотреть руками, на ощупь. Больше всего мне понравились «А ты ревнуешь?» и «Натюрморт с персиками», и еще понравилось то, что можно было слушать аудио одновременно с тем, что смотришь.

Мама: На мой взгляд, каждое событие, участниками которого мы становимся, посещая галерею, неповторимое и яркое! Встречи настолько разноплановы, что остается только позавидовать профессионализму и энтузиазму команды Ольги Гусевой, их искреннему желанию подарить ощущение безбарьерного общения особым детям! Это и Айвазовский, и самолётостроение, и создание икон, и картины, которые можно трогать, и Пушкин. Линия жизни и тактильная выставка! Каждая встреча оставляет невероятно приятное послевкусие – на ощупь искусство ещё прелестнее, как оказалось. Благодаря проделанному этими хрупкими, интеллигентными девушками титаническому труду, когда всё продумано до малейших дета - лей, которые нам, зрячим, привычны, порой не нужны, но очень важны людям с особым взглядом. Например, настоящие шишки, которые оказываются в руках незрячих детей, исследующих картину Шишкина; прялка, организованные элементы прядения, чтобы погрузить в быт крестьян. Это лишь малая часть того, что делают эти волшебницы в нашей галерее!

– Стоит ли сюда возвращаться, и почему?

Варя: Конечно, стоит, потому что там интересно!

Мама: Если честно, с замиранием сердца ждала ответа дочери на этот вопрос. Как же порадовалась за нас обеих, услышав такой быстрый (не задумалась ни на секунду), эмоциональный ответ! Все наши встречи с этим культурным пространством всегда эмоциональны, душевны, долгожданны, легки и познавательны.

– Что для вас галерея?

Варя: Это место, где можно узнать интересное про картины, где картины можно «посмотреть» руками.

Мама: Для меня галерея – это место, в котором усилиями многих людей искусство становится доступным. Перестает быть академическим, становясь живым и настоящим, потому что очень тонко формирует внутренний мир взрослеющего и взрослого человека. А если говорить о том, какой путь проделан… С момента ответа сотрудника галереи на мой вопрос о том, можно ли моему ребенку посмотреть руками небольшую скульптуру, когда дочка была еще совсем маленькой, решительным отказом и, конечно, понятным любому здравому человеку недоумением – до того уровня мероприятий, которые проходят сейчас. Кажется, что осилить его могут только искренне любящие создаваемое ими, умные, добрые профессионалы, для которых нет ничего невозможного! И это целиком ваша заслуга. Мы не чувствуем своей особенности в галерее. Это то, к чему идём мы все! И