Бренды

Царь-пушка, электроплавильник и гномики-шахтёры

Текст: Катерина Кравцова

Фото предоставлены пермским музеем артиллерии


Общий вид музея артиллерии

Музей пермской артиллерии можно смело называть уникальным. Он начинался как корпоративный, но в последствии стал одной из визитных карточек Перми. Сейчас музей выставлен на продажу. Вопрос о его покупке рассматривает правительство края. И это символично – в истории крупнейшего завода Перми отражено и промышленное развитие региона в целом. Пока новый владелец неизвестен, музей артиллерии продолжает работу в прежнем режиме. Его директор, Владимир Веретёнов, рассказал нам, каким был музей в самом начале, что за экспонаты, кроме орудий, в нём представлены и как ухаживают за техникой на открытой площадке.


За Ленина! За завод!

Музей истории машиностроительного завода имени Ленина (так назывался он в те времена) открылся в декабре 1976 года. У его истоков стояла инициативная группа заводчан, благодаря которой был создан совет музея. Председателем стал Михаил Ротфельд, который прошёл путь от мастера до начальника планового отдела, а в последствии он и стал первым директором музея.


Во времена Ротфельда была сформирована большая часть того, что сейчас есть в фондах. Учитывая, что машиностроительный завод имени Ленина (так «Мотовилихинские заводы» назывались с 1957 по 1992 год) был закрытым, то разговоров и тем более демонстрации его основной продукции тогда допускалось немного. Даже если бы мы прошлись по старой экспозиции, то узнали бы про Царь-пушку, паровой молот, орудие времен Великой Отечественной войны, пароход «Редедя– князь Косогский (Коссожский)». Но сами эти экспонаты, конечно, тогда выставлены не были – только их макеты. Царь-пушка, например, в то время стояла у здания заводоуправления на территории «Мотовилихинских заводов». Да и сам музей занимал несколько комнат во дворце культуры им. Ленина.

Пароход «Редедя– князь Косогский (Коссожский)» построили в 1889 году на Пермских пушечных заводах (это первое название «Мотовилихинских заводов»). Считался крупнейшим в стране речным буксирным судном. Пароход ходил по Волге и в советское время, но уже под именем «Степан Разин». В конце 1950-х года судно отправили на утилизацию

Основные экспонаты раскрывали историю завода, часть которой была связана с революциями 1905–1907 годов и 1917 года, деятельностью Ленина на Урале, а также с подвигом заводчан в годы Великой Отечественной войны. В первую очередь экспозиция работала на популяризацию завода. Можно даже сказать, что музей был важным элементом пропаганды. Любой рабочий, который приходил на завод, сначала проходил через музей. Все пропуска новым заводчанам вручались именно там, после экскурсии. Важно, чтобы те, кто шёл работать на завод, знали, чем он известен и что примерно выпускает. Поэтому и посетителями музея того времени в основном были заводчане и потенциальные «кадры» – школьники и студенты.

Музей часто пополнялся с помощью заводчан. К тому же в газете «Мотовилихинский рабочий» выпускали заметки с просьбой принести всё, что связано с заводом. В 1988 году музей переехал в новое место, где и остаётся до сих пор. Кстати, само здание построено в XIX веке и тоже имеет интересную историю. Год переезда выбрали не просто так. В 1988 году праздновали большую дату – 250-летнюю годовщину предприятия (отсчитывалась с появления Мотовилихинского медеплавильного завода. – Прим. ред.). Несмотря на то что многие считают 1990-е годы временем застоя, для Музея пермской артиллерии они стали богатыми на изменения.

Во-первых, в это время появились два новых зала – макет рудника XIX века и реконструкция избы мотовилихинского рабочего того же времени. Они воссоздавались благодаря заводчанам – старые жители Мотовилихи рассказывали о своей жизни и отдавали предметы быта. Кроме того, в 1970–1980-х годах были организованы экспедиции на бывшие рудники, расположенные на территории всего города.
Во-вторых, к 45-летию Победы появилась площадка под открытым небом. Над ней начали работать с 1989 года: на заводе специально варили чугунный забор, собирали другие экспонаты и готовили технику к экспозиции, окрашивая её и заваривая детали.


Пушки и игрушки

Одним из первых экспонатов, который появился на открытой площадке, стала знаменитая Царь-пушка. Вокруг нее за это время сложилось много мифов. Они в основном создаются экскурсоводами, которые не знакомы с реальными фактами. Так, говорили, что пушка – это самое первое изделие, произведенное на заводе, что был второй экземпляр, затонувший по пути в Санкт-Петербург или что орудие стреляло на расстояние 10 километров.
Гномики-шахтёры, которых выпускал мотовилихинский завод

На самом деле территорию Перми Царь-пушка никогда не покидала. По одной из версий, она должна была занять место в Кронштадте. И на заводе планировали изготовить ещё восемь таких орудий. Но пока над ним трудились, появилось более современное, лёгкое и в то же время мощное вооружение.

Конечно, Царь-пушка среди посетителей музея считается самым популярным и узнаваемым экспонатом. Но не уступают ей и современные боевые машины, которые сейчас вызывают большой интерес у посетителей. Обсуждать, какой из экспонатов музея самый ценный и значимый, некорректно. Например, любители старинных орудий скажут, что Царь-пушка, другие ответят – электроплавильник Славянова*, третьи поспорят, что это фотоаппарат 1930-х годов, с помощью которого на заводе копировали чертежи.

Но завод изготавливал не только орудия. В Мотовилихе выпускали драги для добычи золота, экскаваторы (сначала паровые, а после войны – дизельные). С платформы пушечных заводов сошло судно «Редедя – князь Косогский (Коссожский)». Все гражданские проекты завода курировал отдел механизации. Поэтому всё выпускалось под названием «ОМ»: и экскаваторы, и драги, и смесители, и игрушки. Производство последних началось на «Мотовилихинских заводах» в конце 1980-х, во время горбачёвских конверсий. Тогда предприятия оборонно-промышленного комплекса должны были сократить выпуск военной техники и перейти на что-то более мирное. Так, на «Мотовилихинских заводах» стали изготавливать смесители, детские мопеды, рессоры для машин, конструкторы, резиновых гномиков-шахтёров. Был даже создан специальный альбом с перечнем товаров. В планах были спортивные штанги, стиральные машины, центрифуги для отжима белья, мебель и ветроэнергетические установки. Но эти изделия так и не запустили в массовое производство.


Техническое обслуживание

Смесители и игрушки сейчас хранятся в фондах музея. В 2016 году туда переехало многое, связанное с Лениным и революционным задором. Тогда экспозицию впервые сменили после переезда. А за несколько лет до масштабного обновления, в 2012 году, на открытой части музея установили машины «Ураган», «Град» и «Смерч».

Каждый год на площадке проводится техническое обслуживание: большую часть артиллерии подкрашивают. Происходит это накануне Дня Победы. Для музея артиллерии, как и для «Мотовилихинских заводов», 9 Мая – большой праздник. И к слову, обычно этот день становится самым посещаемым. С высокими экспонатами, ракетами, сложнее –их подкрашивают на кране, и происходит это не чаще, чем раз в пять лет. В последний раз орудия обновляли в 2020 году. Но если случаются более серьезные поломки, то их устраняют быстро. Ведь во время ежедневного осмотра периодически обнаруживается, что не хватает каких-нибудь деталей.

Конечно, это связано и с тем, что площадка с техникой пользуется большей популярностью, нежели экспозиция внутри. Каждый третий, попадающий в здание, признаётся: думал, что музей – это только открытая площадка. Но со временем таких людей становится всё меньше.

По данным разных туристических ресурсов, музей сейчас входит в десятку самых известных в Перми. И если раньше его посещаемость была искусственной – туда приходили в основном работники завода и студенты, то сейчас ситуация меняется. Экспозиция пользуется популярностью среди школьников, дошкольников и взрослых. Так, в 2019 году был поставлен рекорд – только в самом здании побывало 15 тыс. человек, а открытую площадку посетило больше 100 тыс. Надеемся, что к 300-летию Перми знаковый для города музей будет более востребован и всё больше пермяков и гостей города захотят узнать об истории старейшего