История

Купеческий кодекс

Текст: Варвара Кальпиди

Предпринимательство как образ жизни формировалось на протяжении всей истории. У российских предпринимателей были свои особенности, прежде всего духовно-нравственные и религиозные, которым обычно не придают особого значения. В 1990-е годы, после семидесятилетнего запрета на частную деятельность,к нам с Запада пришло понятие «бизнес» со всеми вытекающими: с тренингами по личному обогащению, бескомпромиссной страстью к наживе, правом сильного. Кто знает, если бы за пример для подражания тогда было взято наше родное понятие «дело» и кодекс российских купцов, сама история страны, возможно, пошла бы другим путем…

Мы начнем рассказ о пермских предпринимателях, которые делом чести считали финансовую поддержку своего города,инициировали строительство учебных заведений, благотворительных и культурных учреждений, скидывались на строительство водопровода и проведение телефонной связи. Для предпринимателя (в отличие от бизнесмена) главное – обустроить жизнь вокруг себя. Если будет хорошо и удобно ему самому, значит и другим вокруг.


Недооцененное сословие
Знания о купечестве черпаются из школьной программы, составленной в советское время: Кабанихи, Салтычихи, Громовы. Кстати, роман «Угрюм-река», ремейк которого мы недавно увидели, написан уже в советское время.

Меж тем именно купцы развивали свои родные города– на прибыль от собственных доходов. От количества состоятельных купцов напрямую зависело процветание города. Например, вот как писал про Кунгур Василий Иванович Немирович-Данченко– не режиссер, а бытописатель и путешественник. «По моему мнению, это один из самых красивых городов нашего востока, да и из самых благоустроенных», – отметил писатель.
Он цитирует кунгуряков: «У нас купцы значительные. Нигде таких пожертвованией нет, как у нас». И да, техническая школа, торговые помещения, библиотеки, музеи строились на деньги богатейшего кунгурского купечества, передавались городскому обществу безвозмездно.

Но в рейтинге влияний на власть купечество стояло куда ниже дворянства. Купцы Варенцов и Рябушинский вспоминали,что даже на ежегодный бал к московскому генерал-губернатору «соль земли русской» – купечество просто не приглашалось. И это несмотря на их огромные капиталы.Обороты впечатляли: у многих династий состояния измерялись десятками миллионов. Именно этими людьми строилось экономическое могущество России, которого она достигла к 1913 году, о чем свидетельствуют даже простые справочники.

Заповеди русских купцов

Денежку наживай, да честь не продавай.

Почтенный покупатель дороже денег.

Не надо барыша, была бы слава хороша.

Уговор дороже денег, слово – вексель.

Торгуй правдою – больше барыша будет.


Особых знаков внимания удостаивались разве что благотворительные дела, которыми славилось русское купечество. Филантропия широко поощрялась государством:это выражалось в жалованных царских наградах – перстнях с бриллиантами и орденах.
Как было в Перми? Здесь городским головой традиционно избирался представитель купечества. Династии Каменских, Любимовых, Поповых, Смышляевых и другие предприниматели стояли у руля местного самоуправления. Из 29 городских глав дореволюционной Перми только двое не были выходцами из этого сословия (и то уже накануне переворота),преобладали купцы и среди гласных(депутатов) городской думы.
По абсолютному количеству купцов 1-й и 2-й гильдий Пермь уже в середине XIX века стала третьим городом на Урале после Екатеринбурга и Тюмени. Первогильдейцы доминировали в общественной жизни общества, а купцы второй гильдии владели небольшими предприятиями, на которых производилось всё необходимое для жителей города.

С середины XIX века купцы-торговцы постепенно превращались в промышленников. При этом они не искали только собственную выгоду, а умели видеть проблемы развития отечественной промышленности в целом. Пермские купцы стояли у зарождения бакинских нефтепромыслов, развивали химическую промышленность, осваивали и изобретали новые технологии. Оставили их нам: например, «Любимовский» содовый завод жив до сих пор. А был он когда-то первым в России.Не говоря уже о тех вкладах, которые делали пермяки в строительство и содержание театра, развитие филармонического общества, музейного, архивного, археологического дела, в создание учебных заведений, в содержание приютов для детей-сирот и нуждающихся. Во всем этом Пермь намного опережала города-соседи.
Что же вело купцов по пути общественного служения, что заставляло их вкладываться в инфраструктуру, строить – и дарить жителям?

Иван Иванович Любимов (22 мая 1838 г., Пермь — 17 февраля 1899 г., Ялта) — российский предприниматель, купец 1-й гильдии, меценат и общественный деятель, городской голова Перми в 1871—1874 и 1876—1878;гг. Потомственный почётный гражданин и коммерции советник

Труд наш есть дело чести
В основе деятельности предпринимателей XIX– начала ХХ века лежал купеческий кодекс, и это не просто декларация. Даже газета «Биржевые ведомости» выходила под девизом «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Государственный деятель Сергей Витте писал в 1912 году, что в обороте государства – 50 миллионов рублей купеческих денег (умножайте на 630, по определенной методике, получится примерно 30 триллионов), и все они даны под честное слово. Более того, вера и кредит были синонимами. А еще хорошей считалась та компания, которая могла продать свой товар дешевле, чем другие, и не остаться в накладе.

«Нашей целью была не нажива, а само дело, его развитие и результат» – писал купец Рябушинский.

Все торговые сделки заключались купцами устно, основывались на честном слове. Отсюда и появилось выражение «купеческое слово», которое заменяло письменный договор либо вексель. Достаточно было сказать– «по рукам».Своей честью купцы дорожили, поскольку понимали, что успешная торговля возможна только при безупречной репутации. Сегодня армии юристов следят за каждой запятой, поставленной в договоре– нашим предкам этого было не надобно. Оттого авторитет русских торговых людей был очень высок среди иностранных коллег.

Заповеди русских купцов

Лишнего не бери, душу береги.

Неправая нажива – купцу не разжива.

Нажитое грехом не устроит дом.

В ком правды нет, тому и добра нет.


Традиционно уважительным было и отношение к труду. Он считался особой ценностью: это перекочевало и в советскую идеологию. «Труд наш есть дело чести, есть дело доблести и подвиг славы» (Марш энтузиастов, 1940 г.).Хозяин (купец, фабрикант) в этом контексте воспринимался скорее как наставник, который сможет улучшить, облегчить процесс труда. Что неустанно и делалось. О чем в советских учебниках не упоминалось.Купцы и сами много трудились.

памятник купцу Ивану Любимову

Купеческие практики
Русские купцы методичек не имели, понятия свои не тиражировали и тренингов не проводили: все навыки передавались из уст в уста и от отца к сыну, ведь купечество развивалось династиями. Приведем здесь несколько пунктов из двух десятков правил, суммированных в 1881 году в книге «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом».


Попробуйте проверить, а следуют ли этому современные предприниматели.


* Деловые качества: здравый рассудок, быстрое соображение, твердость характера в исполнении всех дел. Каждый порядочный человек может выработать эти качества непоколебимой решимостью и силой воли.


* Любезность и вежливость. Часто случается выслушивать незаслуженные дерзости; чрезвычайно важно не потерять самообладания и отнестись к подобным случайностям с полным тактом и хладнокровием.


* Наблюдайте за порядком во всех, даже малейших ваших делах. Назначьте всякой вещи свое место, чтобы при первой необходимости вы могли найти ее безо всякого затруднения и без затраты времени. Не ложитесь спать, пока все ваши вещи не приведены в порядок.


* Относитесь к своему делу с полным усердием, чем бы вы ни занимались. Работайте, когда случится надобность: рано и поздно, вовремя и не вовремя. Одним словом, не пропускайте ни одного случая, который бы мог, хотя и медленно, служить успехам ваших занятий.


* Записывайте всё и никогда не держите в памяти того, что может быть записано сейчас.


*Если хотите делать большие дела, не жалейте денег на частые публикации о них в самых распространенных газетах.


*Купец, дорожащий своей честью, не должен нанимать приказчика, конторщика или другого служащего, занимавшегося когда-либо у его знакомого, только в том случае, когда знакомый его попросит.


* Соблюдайте экономию в ваших личных расходах. Лучше живите ниже ваших средств, чем выше.


* Никогда не скучайте!


Вот и всё, что нужно знать о купеческой этике.


Купеческая мистика и партизанский маркетинг
Заграница поражалась: как простой крестьянин за пять-шесть лет мог стать миллионером? Не обходится, конечно, без колдовства!

Вот такие присказки гуляли в то время про богатеющих на глазах известных купцах-предпринимателях: у каждого, дескать, был свой заговор:

«Надо липовый мёд заговорить. «Как пчёлы родятся, так ко мне, купцу (имярек), покупатели сходятся, товар нахваливают и из рук выхватывают». И тем мёдом лицо измазать».

«Нельзя по 50 купюр складывать: пять десяток – недостаток. Надо по 20, 80 или 100, и долго купюры не хранить – тратить, заменять на новые. Деньги любопытны, любят путешествовать!»

«Как волшебную монету от других отличить? Молча надо в дом войти да всю выручку над столом подкинуть. Какая монета к тебе ближе покатится, та – твоя. Ее хранить надо – не тратить, не менять!»

«Кунгур – по преимуществу купеческий город. Все тут живут тем, что даст купец. Он даёт тон городу, он первый и в городской, и в земской управе. В клубе чиновники перед ним млеют, в соборе батюшка о его благотворениях произносит краткие слова. Мещане смотрят ему в глаза и ещё издали снимают шапки».Василий Иванович Немирович-Данченко. «Кама и Урал», 1890

А вот один трюк от известного предпринимателя. Для повышения известности и продаж напитков под своей торговой маркой купец Шустов нанял молодых людей, которые заходили в питейные заведения и громогласно требовали «шустовского конька» или «шустовской водки». Сначала в ресторанах таких алкогольных напитков не было.

Молодежь тогда шумно выражала своё негодование и презрение к ресторану, в котором не было столь востребованного товара.Иногда даже устраивала потасовку, ввязываясь в споры с посетителями. А потом скандал попадал в газеты и активно обсуждался. Итогом этих мер стал возросший спрос на шустовский алкоголь и появившаяся мода на него.

Мы не коснулись религиозных традиций, которые были частью национальной купеческой культуры. И многого другого, без чего ни образ купца, ни становление богатой России было бы невозможно. Поэтому продолжим изучать деятельность пермских купцов в следующих номерах журнала.