Бренды

Здесь знают, как взлететь

Текст: Надежда Емельянова
Фото предоставлены бюро истории «ОДК - Пермские моторы»  

Есть города, что создают историю, а есть те, что ее хранят. Пермь – из первых. Пермь 1930–1980-х – уникальный промышленный кластер, где заводы работали друг для друга, а все вместе – на обороноспособность огромной страны. Пермяки привыкли не болтать лишнего, ведь почти до конца прошлого века многие промышленные производства были закрытыми «почтовыми ящиками» (не имели адреса и точных координат на карте страны).
Удивительно, но узнать об индустриальном периоде развития Перми – Молотова – Перми сегодня можно только в корпоративных музеях. Такие есть на каждом предприятии, и в них кропотливо и вдумчиво собирается пермская промышленная история. Думается, что 300-летний юбилей города – подходящее время для того, чтобы раскрыть удивительные моменты прошлого. Ведь чтобы гордиться, нужно знать!

Пейзажи и «звёзды» Аркадия Швецова

Обновленный Музей истории пермского моторостроения на площадке «ОДК – Пермские моторы» появился пять лет назад, и сразу был признан лауреатом Пермского края в сфере культуры и искусства. Проект реализовывали совместно заведующий отделом новейших течений Пермской государственной художественной галереи Владимир Береснев и директор бюро истории «ОДК – Пермские моторы» Валерия Гаврилова (она так увлеклась музейным делом, что получает второе образование по направлению «Экономика впечатлений»). Им помогали архитектор Дмитрий Меркушев и дизайнеры Александр Кошелев и Алексей Путинцев.


Производственные музеи – это копилки удивительных артефактов прошлого промышленного города. В них бережно хранятся не только государственные награды и другие свидетельства былых успехов, но и личные истории рабочих, инженеров, директоров. Потребовалось время, чтобы разобраться в наследии – музей моторного завода был открыт в ноябре 1968 года, первым среди предприятий города. Творческая группа переосмыслила и пересобрала исторический материал и представила его так, что процесс создания авиадвигателя доступен даже школьнику.

Знаменитую «звезду» – поршневой мотор АШ (с ним в Великую Отечественную войну совершали вылеты истребители Красной армии) можно разложить на модули на плазменной панели. А за кульманом*, принадлежавшим главному конструктору Аркадию Дмитриевичу Швецову (первые буквы имени и фамилии конструктора – АШ – в названии мотора), скопировать его чертеж! Возможно ли такое в музее, где все экспонаты хранятся за стеклом? В этой же части экспозиции – нежные летние пейзажи, написанные главным конструктором во время отдыха в Барвихе.

Авиазавод №19 в Перми начали строить почти 90 лет назад – сохранился «камень», который свидетельствует, что здание заложено «1 мая 15 года пролетарской революции». И всего через три года здесь был собран и испытан первый двигатель М-25 – наша версия поршневого девятицилиндрового «Циклона», лицензию на производство которого СССР купил у американской фирмы Curtiss-Wright.

Двигатель ТВ2-117 для вертолета Ми-8

Это было в Перми: Юнгородок

В начале войны вместе со специалистами и руководящим составом сюда эвакуировались производства из разных городов большой страны. Будущий легендарный директор моторостроительного завода Анатолий Солдатов приехал с московским заводом №33. Его завод собирал карбюраторы для двигателей Микулина (их устанавливали на штурмовики Ил-2). Солдатов быстро и без потерь запустил производство на новом месте, и через полгода ему поручили возглавить завод имени Сталина! А карбюраторный завод стал работать и для «звёзд» АШ.

Восстановленный интерьер кабинета директора завода Иосифа Побережского

И все же главными героями во время войны на заводе №19 были подростки. Выпускники ремесленных училищ в возрасте от 14 до 19 лет приезжали на работу в уральский город во время войны из разных городов страны, многие – с Вологодчины. Их было почти 5 тыс. человек. Для них завод построил целый микрорайон – пять поселений из 77 бараков-общежитий, лучшие в городе – отапливаемые, чистые, раздельные для мальчиков и девочек. Общежития располагались рядом с заводскими корпусами, вдоль улиц Куйбышева и Героев Хасана. Юные моторостроители собирали в день до тридцати (!) моторов – все долгие четыре года. Всего за время войны завод произвел более 32 тыс. моторов конструкции Аркадия Швецова для самолетов Ла-5, Ла-7, Су-2 и Ту-2. Известна история про «Банку варенья» – ее в стихах рассказал поэт Владимир Радкевич: директор завода Солдатов наградил парой валенок и сливовым компотом 152 юных работника, благодаря которым было успешно выполнено задание Государственного комитета обороны СССР (эта фотография есть в музее).

Ледовые катки, футбольные и волейбольные площадки, и даже площадка для танцев – ее называли «сковородочка» – всё это было в юнгородках. Предприятие не только предоставляло жилье и платило зарплату, но и кормило (работала фабрика-кухня), и обеспечивало одеждой и обувью (брезентовую обувь на деревянной подошве в музее нельзя примерить, но можно увидеть). В 1950-х бараки постепенно стали сносить – ребята выросли, и тем, кто продолжил работать на заводе, построили благоустроенное жилье. О том, какой была жизнь юных моторостроителей, пять женщин рассказывают в фильме «Я помню. Юнгородок»: https://www.youtube.com/watch?v=CGM-7x5gX7g (руководителем съемочной группы был недавно ушедший от нас кинорежиссер Сергей Лепихин).

Кульман главного конструктора А. Д. Швецова

Городское пространство волей неравнодушных вспоминает себя спустя десятилетия: «ОДК – Пермские моторы» решили переименовать в «Юнгородок» остановку общественного транспорта «ЖБК-1». Завод железобетонных конструкций уже снесли, а на его территории будет построен мультиплекс под рабочим названием «Город в городе: город молодых».

Как история создает будущее

Обычно время в музеях останавливается – таков закон жанра. Его режут на исторические периоды и преподносят посетителям небольшие кусочки, чтобы информация усвоилась. В Музее истории моторостроения время едино, и оно – настоящее. «ОДК – Пермские моторы» и сейчас производят двигатели для гражданских самолетов и президентских лайнеров. Ты вроде бы и в музее, и в сердце уникального производства, и оттого создается впечатление, что ты сам – участник и соавтор всего процесса.

И трехколесный велосипед главного конструктора Павла Соловьева, и восстановленный кабинет расстрелянного директора завода Иосифа Побережского (часть мебели – подлинная), на столе которого – пепельница из распиленного поршня мотора фирмы Wright – все эти свидетели прошлых достижений заряжают энергией на новые дела.
Все пермские моторы (настоящие!) – от поршневых до ракетных – можно рассмотреть и даже потрогать. Узнать не только технические характеристики двигателей, но и тип самолета или вертолета, на которые их устанавливали. А если вспомнить, что технологиями создания турбореактивных двигателей, кроме России, сегодня владеют всего три страны в мире – США, Великобритания и Франция, то музейные экспонаты приобретают совсем иное звучание.

Двигатель ПД-14

Обязательно замрите на несколько минут у стенда, на котором представлен процесс изготовления лопастей турбореактивных двигателей. Они должны быть устойчивыми к нагрузкам и высоким температурам, поэтому их изготавливают из редких металлов с особыми свойствами и… Вообще, процесс изготовления лопаток любой моторостроительный концерн держит в тайне. Но в музее придумали, как рассказать о том, о чем нельзя рассказать. И это впечатляет!

Попасть на экскурсию сюда не так-то просто даже школьным группам. Первый этап погружения в историю пермских моторов происходит на открытых уроках: сначала – выучить матчасть, и только потом – в музей. А для простых пермяков музей открывается один раз в год – в Ночь музеев.

Во многом поэтому нам бы хотелось, чтобы в Перми появилось пространство, где можно было бы увидеть всю мощь промышленного города в разные периоды его жизни.

Какой технический музей нужен Перми?


Валерия Гаврилова, руководитель Музея истории пермского моторостроения:

– Мы стали готовить фильм о директоре Пермского моторного завода Борисе Георгиевиче Изгагине. Анализировали его удивительную биографию, и вдруг поняли, что рассказываем историю развития пермской и даже российской промышленности. Мы – город заводов, и эта тема в Перми просто обязана быть представлена достойно. Убеждена, что это вдохновляющая история для всех. И у предприятий есть потребность быть представленными в ней. Они заинтересованы в том, чтобы наши дети любили математику, поступали в профильные вузы и развивались как специалисты.

Наш проект поддержали 11 предприятий, в том числе ПНППК, «Редуктор-ПМ», «Протон-ПМ», «ОДК-Стар», «Машиностроитель», а также учебные заведения, у которых тоже есть свои музейные фонды, пока еще малоисследованные. Например, в авиационном техникуме есть музей авиации и космонавтики, представляете? Неожиданно эта тема всех нас «склеила», дала почувствовать, что промышленное наследие – общая ценность.

Кроме фильма, мы создаем сайт о вехах развития промышленности и группы в соцсетях. Следующей осенью проведем форум, на котором будем говорить о создании единого пространства для организации совместных экспозиций. Там мы и увидим, надеюсь, очертания будущего Технического музея.



Юлия Тавризян, директор Пермской художественной галереи:

– Пермь формировалась как один из многих технических, промышленных городов в России. Вся ее история была связана с развитием индустрии. Сейчас меняется мир, меняется сама суть производств. Многое уходит в прошлое, а многое не исчезает, но меняется. И вот эта смена, этот путь движения человечества через «придумывание» новых способов и инструментов производства может стать яркой картиной разговора о том, как развивается цивилизация, и о том, в чем специфика места в ней нашего региона.
В мире существует множество промышленных музеев, все они сделаны по-разному: одни, как технический музей в Мюнхене, рассказывают «всеобщую историю» развития техники от лодки до компьютера, другие – об истории места и его производств. Существует даже Европейский маршрут индустриального наследия, якорной точкой которого является Великобритания. Музей в Манчестере открыт в здании вокзала первой железной дороги 1830 года. А в Ванкувере есть музей рыбного завода, где говорится о рождении капиталистических отношений вообще, о потогонной системе, о тех, кто работал на старых фабриках…

Индустриальные музеи выполняют и терапевтическую функцию, разговаривая с посетителями о смене исторических вех, об их семьях и предшественниках, о том, как жить по-другому. Практически везде происходит перепрофилирование заводских кварталов, цехов, но остается понятие индустриального наследия, которое должно остаться в памяти жителей.
_____________
* Конструкторский прибор, предназначенный для черчения. Построен по принципу пантографа – прибора для уменьшения масштаба карт.