Интервью

Любовь Малышева: «Пусть меня услышат!...»

Текст: Татьяна Филатова

Любовь Малышева: «Пусть меня услышат: Красная горка может стать культовым местом для жителей Перми и туристов!»

Её картины трогают до мурашек. Глядя на них, невольно вспоминаешь строчки удивительного русского поэта Николая Рачкова: «Чем жизнь эту к свету скорей повернуть? – Любовью. И только любовью...» И не надо быть искушенным ценителем искусства, чтобы увидеть в каждом мазке известного пермского художника Любовь. К своей малой родине, к людям, к стране. Удивительно, но Любовь Малышева затрудняется сказать, скольким картинам она дала жизнь за годы своего творчества. Эта цифра давно перевалила за тысячу. И мало кто знает, что именно ее трогательные сюжеты разлетаются по миру с приветом из Перми на коробках наших конфет и что именно она стала причиной «Романа с Уралом» у Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского. Но обо всем по порядку...



Между небом и Камой


Любовь, по вашим природным и городским пейзажам можно составить уже не один десяток увлекательных экскурсионных туров. А какие места в Перми для вас особо дороги?

– Я безмерно люблю наш город. Люблю наш Театр оперы и балета и сквер вокруг него. Дом Мешкова, Кафедральный собор, ротонду в парке Горького, пятачок на перекрестке Компроса напротив строительного колледжа, где бабульки торгуют цветами, люблю нашу набережную и Красную горку.

– Красную горку? Что это за место?

– Это самое лучшее место в Перми для созерцания прекраснейших закатов над Камой. Это место возвышается над Егошихинским логом, и туда ходят любоваться городской панорамой многие мои коллеги, фотографы. И я думаю, что если бы власти организовали там достойную смотровую площадку, они бы сделали большой подарок пермякам. Слева Петропавловский собор, справа внизу – башенки вокзала, а на горизонте – наша красавица-река. Место действительно уникальное. И незаслуженно заброшенное. И к слову, именно этот «Вид на Пермь с Красной горки» был выбран для подарка бывшему губернатору Виктору Басаргину, когда он покинул свой пост. Эта картина, пожалуй, оказалась самой дорогой из тех, что у меня купили. Пусть ее стоимость останется секретом.

В Москву я увезла 45 картин, и назвала эту подборку «Роман с Уралом». Открывал эту выставку сам Геннадий Зюганов

– А были случаи, когда вам удавалось повлиять на те или иные процессы в городе, учитывая, сколько поклонников вашего творчества и среди властьимущих?

– Скорее, нет. Но вспоминается один эпизод, который мог повлиять на то, как выглядит сейчас герб Добрянского района. Еще будучи студенткой Академии, я написала картину «Открытие в Добрянке часовни в честь чудесного спасения Александра III». История эта очень интересная. Во время крушения царского поезда в 1888 году императорская семья осталась жива, потому что сам Александр III, будучи очень сильным мужчиной, удержал обвалившуюся крышу вагона над головами родных, дав возможность и жене, и детям, и остальным пассажирам выбраться из изувеченного вагона. Это действительно было чудом. И по всей России в благодарность за спасение возводились часовни. У нас ее создали мастеровые Добрянского металлургического завода в конце XIX века чугунным литьем. А в 30-х годах, когда повсюду боролись с религией, этот удивительный памятник был уничтожен. Я нашла архивные документы и написала картину. И так совпало, что в то время мой педагог состоял в геральдической комиссии, которая занималась разработкой герба Добрянки. Он увидел мою работу, и после этого был согласован герб именно с изображением этой часовни. А уже в 2000 году часовня возродилась в натуральную величину. Правда, уже с использованием не добрянского, а отдельных элементов каслинского литья. Так или иначе, я чувствую свою причастность к этой истории.


Роман с Уралом


– В каком возрасте вы поняли, что хотите стать художником?

– Осознание это пришло рано. С детского сада я была увлечена творчеством.
Я росла в селе Ножовка Пермского края. Хорошо помню бревенчатую избу нашего садика и свои первые «шедевры» из снега на кольцах брёвен. Потом наша семья переехала в Краснокамск. Мой отец был нефтеразведчиком, и мы много колесили по Пермскому краю. На мое счастье, в Краснокамске была художественная школа, и я в нее поступила. Упор в обучении делался на пленэр. Нам разрешали писать даже ночью. Затем я окончила художественное училище, родила дочку и перебралась в Добрянку. Однажды случайно услышала в новостях про Академию в Перми. И уже спать не могла, так сильно мне хотелось еще поучиться, набраться мастерства. Недолго думая, я решилась. После шестилетнего перерыва поступила на дневное отделение и еще шесть лет проучилась. Итогом стала моя дипломная работа – «Крестный ход на Белую гору». Это было первое мое большое полотно 2х2,5 метра.

– У вас есть удивительный триптих «Баллада о Пермском крае». Расскажите о нем. И будет ли продолжение у этой баллады?

– Эта история пришла ко мне во сне. Чусовая, Кама и Вишера. Это такие невероятные по красоте наши реки! И как художник-пейзажист, я не могла не отобразить их величие. Центральная часть триптиха – это летняя река Чусовая. Вишера и Кама написаны весной и осенью. Продолжением станет зимний сюжет. Какой реки – пусть пока станется секретом. Большинство своих работ я написала на пленэрах. Объездила весь Пермский край. Люблю работать на сплавах. Наша уральская природа дает невероятную пищу для художников. К нам едут оттачивать свое мастерство пейзажисты со всего мира. А совместные пленэры – это уникальная возможность для обмена опытом.

– А балладу о Перми не хотите написать?

– Ну почему же! Я много лет «слагаю» эту балладу. Тем не менее, есть желание написать большую серию новых сюжетов о нашем городе к предстоящему трехсотлетию. Не каждому художнику выпадает случай жить на стыке веков. Думаю, что в юбилейную серию войдут и исторические картины, и красивые современные виды. Я много гуляю по городу. Особенно люблю раннее утро, дождливые дни и туманы. Я создала целую серию «туманов». Это одно из самых завораживающих и мною любимых явлений природы, и каждый раз мне хочется по-новому передать это состояние.

Выставка «Роман с Уралом» в Госдуме РФ

– А это правда, что одну из ваших картин купил Геннадий Зюганов? Он поклонник вашего творчества, или он как-то связан с Пермью?
– На одной из моих выставок в Законодательном собрании Пермского края мои работы увидел депутат Госдумы от нашего края Олег Анатольевич Куликов. Он так проникся ими, что вызвался организовать мою выставку в Госдуме. Я согласилась. Правда, на все согласования ушел целый год, но это свершилось. Я увезла в Москву 45 картин, и назвала эту подборку «Роман с Уралом». Открывал эту выставку сам Геннадий Зюганов. Ему очень понравился лирический июльский пейзаж, который я нарисовала в Кыну – «Утро жаркого дня», и он его у меня купил. Тогда же я встретилась с Владимиром Жириновским и подарила ему альбом с репродукциями своих картин.



Из Перми с Любовью


– А как ваши работы попали на коробки с конфетами Пермской кондитерской фабрики?
– Очень просто! Фабрика вышла на меня и предложила сотрудничество. За символические пять тысяч рублей я разрешила им использовать шесть своих городских исторических сюжетов в оформлении подарочных коробок конфет из серии «Из Перми с любовью». Правда, круто звучит? Учитывая, что меня зовут Любовь. На самом деле деньги в этой истории для меня были совсем не важны. Скорее то, что о моем творчестве узнают далеко за пределами страны.


– А вообще много таких коллабораций у вас было?
– Чаще всего мои пейзажи появляются в корпоративных календарях. Вообще я не люблю работать на заказ. В принципе. Я люблю, когда покупают мое творчество. И мне совсем не стыдно за свои так называемые открыточные картины и «попсовые» пейзажи. Их любят, их с удовольствием раскупают. Это картины с узнаваемыми видами и арт-объектами города, уютные деревушки Прикамья, натюрморты. Обожаю рисовать цветы. Это лучшее, что нам дарит природа.

– Вы побывали во многих странах, в том числе и с выставками. Никогда не хотелось переехать из Перми в столицу или в Европу, например?
– Нет. Я и правда много где побывала: в Германии, Италии, Испании, Сербии, Литве. И много раз звали переехать. Но как бы ни были прекрасны эти страны и города, в которых мне довелось отдохнуть и поработать, меня всегда тянет домой, в мою любимую мастерскую. Писать родные уральские пейзажи, нашу русскую природу, мою любимую Пермь. И мне больно, когда я вижу, как уродуется мой город нелепыми зданиями, непродуманными решениями. Взять хотя бы торговый центр, который возник рядом с Речником. Ну это же просто вредительство какое-то!

"Будет большой трагедией, если мы забудем об истоках нашей русской культуры, утратим нашу русскую живописную школу"


Сколько лет прошло, а не могу смириться с появлением торгового центра «Семь пятниц». Это ж надо так не любить людей, чтобы к жилому дому так припечатать коммерцию, перекрыв и воздух, и солнце жителям. А взять нашу набережную. Я очень рада ее преображению. Правда. Мы так долго этого ждали. Но почему не сделать больше спусков к ней, учитывая, что погулять там хочется не только молодежи, но и пожилым людям. Я живу возле Свято-Троицкого собора, прямо напротив спортивной части набережной. Но чтобы туда попасть, нужно прилично пройти до Коммунального моста к спуску.

– А как вы относитесь к тому, что художественная галерея переезжает на завод Шпагина?
– Я была там, но мне трудно рассуждать на эту тему. Главное, чтобы наш уникальный выставочный фонд сохранился, чтобы он никуда не исчез. Это будет трагедией. И я очень надеюсь, что новое выставочное пространство будет современным и технологичным.

– А за кем из современных художников вы с интересом следите, и почему?
– Слежу за творчеством Александра Новосёлова. Он преподает в петербургской Академии художеств. Как-то на «Арт-Пермь» он привез полотно «День Победы». Три метра шириной и высотой пять метров. Это был неописуемый восторг! Это такой гимн нашему народу! Он настоящий патриот, настоящий русский художник-реалист. Часто вспоминаю нашего художника-реалиста Равиля Исмагилова. Очень уважаю его и за то, как исступленно он защищал мир искусства и позицию пермских художников во времена так называемой «культурной революции». И я разделяю его мнение, что искусство должно быть профессиональным.

Я разрешила использовать шесть своих городских исторических сюжетов в оформлении подарочных коробок конфет из серии «Из Перми с любовью»


Неверно рассуждают те, кто не считает современным искусством пейзажный жанр. Российским реалистам открыли дорогу такие мэтры русской живописи, как Саврасов, Левитан, Айвазовский, Поленов. И работы их последователей сегодня – это тоже современное искусство, ведь художники пишут свои работы с современных позиций, используя современные техники и новшества, но опираясь на традиции. И будет большой трагедией, если мы забудем об истоках нашей русской культуры, утратим нашу русскую живописную школу. Я искренне считаю, что она самая лучшая в мире.
Сегодня искусство многогранно, но нельзя же делать ставку только на абстракционизм, говоря, что реалистичные жанры – это отсталый анахронизм. Не должно быть таких перекосов. Нужно поддерживать разные направления и жанры в искусстве, в том числе и на государственном уровне.

– Любовь, вы легко расстаетесь со своими работами?
– Нет. Но у меня есть мой личный выставочный фонд, в котором я коллекционирую собственные работы. Надеюсь, что когда-нибудь сделаю ретроспективную выставку своих картин за 40 лет или за 50. Ну а пока потрудимся ещё!